Слайд 1Мастер-класс «Организация рефлексии на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов,
зам. директора по УВР Колебер Г. Ф.
Слайд 2Постановка проблемы
Что вы знаете о рефлексии учащихся на уроке?
Методический прием
«Корзина идей»
Слайд 3Цель мастер-класса:
- повышение мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Слайд 4Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные
варианты проведения рефлексии на уроках;
Раскрыть способы самоанализа, самооценки учащихся на
уроке;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Слайд 5Задание:
Заполните вторую графу таблицы-фиксации знания и незнания о каком –
либо понятии
Слайд 6Рефлексия это..
В переводе с латинского – «обращение назад».;
Словарь иностранных слов
определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Слайд 7Рефлексия это..
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по
Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем
состоянии (по Ефремовой).
Слайд 8Рефлексия это..
В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности
и её результатов.
Слайд 9Задание по группам:
1 группа: составить кластер «Формы рефлексии, виды рефлексии»
(карточка № 2);
2 группа: составить кластер «Рефлексия настроения и эмоционального
состояния» (карточка № 3);
3 группа: составить кластер «Рефлексия деятельности» (карточка № 4).
4 группа: составить кластер «Рефлексия содержания материала»
Слайд 10Формы рефлексии
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты
можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки
– почему выбран тот или иной уровень);
Слайд 11Формы рефлексии
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы
для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы
сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Слайд 12Виды рефлексии:
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире
другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом
познания другого человека.
Слайд 13Виды рефлексии:
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее
свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Слайд 14Виды рефлексии:
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач,
в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно
возвращаться к условиям задачи.
Слайд 15
Рефлексия настроения
и эмоционального состояния
Рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение:
«Моё настроение похоже на…»:
Солнышко -мне всё удалось;
солнышко с тучкой –
мне не все удалось;
Тучку – у меня ничего не получилось;
Слайд 16Рефлексивный прием Солнышко»-самооценка эмоционального состояния
Слайд 18 Рефлексия деятельности
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности
на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого
класса. Можно использовать методику безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)- «Волшебные линеечки».
Слайд 20«Лесенка успеха»
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены
- у меня ничего не получилось;
средняя ступенька, у «человечка»
руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
Слайд 222. Рефлексия деятельности
Рефлексивный прием «Лесенка успеха» - ребенок сам должен
оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во
время урока, т.е. оценить достигнутые результаты
( самооценка)
Слайд 23Рефлексивный прием «Яблоня»
«Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки
зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли
был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
Слайд 25Методика «Букет» -формирование коммуникативных УУД
«Голубой цветочек вы дарите самому вежливому
в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);
Белый – самому
уступчивому, покладистому;
фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения».
Слайд 28«Дерево успеха» - самооценка своей деятельности
«Дерево успеха» – зелёный лист
– нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист
– 2-3 ошибки.
Слайд 29
Рефлексия содержания учебного материала
Ребята должны оценить свою активность на
уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную
работу.
Слайд 30Методика «Рефлексивный экран»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял,
что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Слайд 31Методика «Рефлексивный экран»
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал
мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Слайд 32Методика «Рефлексивный экран»
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя
похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было
открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Слайд 33Метод пяти пальцев
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я
сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и
чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Слайд 34Прием «Синквейн»
1-я строка.
Кто? Что? -1 существительное
2-я строка.
Какой? -2 прилагательных.
3-я строка.
Что
делает?- 3 глагола.
4-я строка.
Что автор думает о теме? - Фраза.
5-я
строка.
Кто? Что? (Новое звучание темы)
1 существительное
Слайд 35Прием «Светофор»
Мне было трудно на уроке.
Я всё понял и могу
помочь другим
Я почти понял, но мне нужна помощь.
Слайд 37Портфолио ученика
Из материалов портфеля достижений (Основная образовательная программа начального общего
образования):
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
обучающихся;
Слайд 38РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА
Работа в группах. Составьте синквейн по теме
Мастер-класса:
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в
третий столбик;
Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.