Слайд 1 Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре
Выполнила :воспитатель
1 категории Накул Татьяна Геннадьевна
МБДОУ Центр развития ребенка №55 «Загадка»
г.Псков
Слайд 2 Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений
о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности
самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Слайд 3 Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в
том, что, мир детства заявляет о своем отличии от мира
взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем
Слайд 4Основные функции детской субкультуры
Во-первых, детская субкультура предоставляет ребенку
особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в
группе равных, основной ее функцией является социализирующая
Слайд 5 Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования
себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя
его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.
Слайд 6 В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие»,
защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию,
а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми
Слайд 7
В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая
из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды
Слайд 8Содержательные
компоненты детской субкультуры
традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания);
детский
фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки);
детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскания
долгов, мены, права старшинства);
детский юмор (потешки, анекдоты);
детскую магию и мифы о творчестве (призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории, небылицы);
детское философствование (рассуждение о жизни и смерти);
детское словотворчество (языковые перевертыши, неологизмы);
эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
табулирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых;
религиозные представления (детские молитвы, обряды).
собирательство и коллекционирование;
детскую моду.
Слайд 9 Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм
активности группы. В ней, как и в общей культуре, в
которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.
Слайд 10Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре
Основными задачами
приобщения к детской субкультуре выступают:
- развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
- расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала
Слайд 11Необходимые условия:
использование разнообразных форм приобщения дошкольников к детской субкультуре с
учетом возрастной специфики,
создание предметно-развивающей среды, наполненной компонентами детской субкультуры.
Слайд 12Формы приобщения к детской субкультуре
презентации жизни детской группы ("Новогодние фантазии",
"Как мы играем", "В гостях у сказки" и др.), презентации
как личных, так и семейных коллекций;
организацию выставок: персональных ("Мои увлечения" и др.), тематических ("Семейные увлечения", "Моя любимая книга")..
Слайд 13проведение праздничных событий и игровых тематических проектов ("Ярмарка современной игрушки",
конкурс "Антимода", организация работы по изданию детского журнала, фотоателье).
проведение
экскурсий.
Слайд 14художественно-издательская деятельность, создаются книжки-самописки, ширмы-газеты, ширмы-коллажи (ширма (нем. Schirm) -
складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей, бумагой; коллаж
- в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета
Слайд 15введение общегрупповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со
сверстниками.
Слайд 16Предметно-развивающая среда
для удовлетворения детской потребности в собирательстве - предметами-накопителями (сундучки,
ларцы, коробы, корзины и т.д.);
для осознания ребенком предпочтений других детей
– сокровищницами;
для осознания ребенком себя на разных возрастных этапах – моделями возрастных периодов (паровозики времени, «ладошки» и др.);
Слайд 17для формирования навыков социальной безопасности у детей – социально-адаптированными играми.
с
целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребёнка в изоляции от взрослых,
в групповой спальне можно организовать «Полочку нежности и ласки»
Слайд 18Таким образом, приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы
поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных
ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.
Слайд 19Список литературы
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в
детской субкультуре. М.; Воронеж; 2000.
Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.
Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М., 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Иванова Н. О детской субкультуре// Дошкольное воспитание. 2004. №4 с.34-36