Слайд 1
Приемы создания психологического комфорта на уроках
Сколковская Елена Александровна
Слайд 2Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке служит
одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных
школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Слайд 3«Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит и жучит...»
Б.
Слуцкий
Слайд 4
Приемы создания психологического комфорта на уроках
МОУ СОШ №3
Слайд 5Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем
не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Слайд 6
Комфорт (психологический)
на уроке - важно
ли это?
Какие условия могут его обеспечить?
- Что осложняет взаимоотношения
между учителем и учеником?
- Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться
Слайд 8
«Комплимент»
«Подари улыбку»
«Дерево достижений»
«Золотая рыбка»
«Волшебная поляна»
«Колесо удачи»
Слайд 9Ассоциация
Печатная машинка
Поменяйтесь местами те, кто...
Окно
Сообщение
Первый рисунок
Слайд 101. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из
одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть вместе с ним». Что
Вы будет делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?
Слайд 11«Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей?
Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо
владеешь…, а Саша …. Думаю, у вас всё получится» При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.
Слайд 15 Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя
(самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Словарь
иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Reflexio – обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Слайд 16Физическая (успел – не успел);
Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 17Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты
можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки
–почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Слайд 18Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого
человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания
другого человека.
Слайд 19Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства
и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим
Слайд 20Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в
способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться
к условиям задачи.
Слайд 23Под картинками оставить знак настроения
Слайд 29Грустный
мишка
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 34Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Слайд 37Запустите корабль в море Знаний.
МОРЕ ЗНАНИЙ
ЗАЛИВ ПРАВИЛ
Слайд 381. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я
выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я
почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Слайд 40Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку
и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года
как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Слайд 41Метод пяти пальцев
М (мизинец) – мышление.
Б (безымянный) – близость цели.
С (средний) – состояние духа, настроение
У (указательный) – услуга,
помощь.
Б (большой) – бодрость, здоровье.
Слайд 42
высокая оценка
средняя оценка
низкая оценка
Слайд 46http://nsportal.ru/shkola/rodnoi-yazyk-i-literatura/library/refleksiya-v-konce-uroka
Слайд 47Старайтесь:
Видеть в каждом ученике уникальную личность.
«Все дети талантливы».
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности.
"Учиться победно!".
Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.
"Ребенок хорош, а плох его поступок".
Предоставлять возможности и помогать детям.
"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".
Слайд 4812 заповедей, обеспечивающих комфортность на уроке
уважайте детей;
не
навреди, ищите в детях хорошее;
замечайте и отмечайте малейший успех
ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
не приписывайте успех себе, а вину ученику;
ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
оценивайте поступок, а не личность;
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Слайд 49Дерево ожиданий -
дерево достижений