Слайд 1Приемы обогащения эмоционально-оценочного словаря младшего школьника на уроках литературного чтения
Слайд 2В психологии эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому,
что он познает или делает, к другим людям и самому
себе.
Слайд 3 Эмоции не могут возникнуть сами собой, без
причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с
потребностями человека.
То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь).
То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть)
Слайд 4 Значение эмоций и чувств в жизни и
деятельности человека чрезвычайно велико, они побуждают человека к действиям, помогают
преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.
Слайд 5 В жизни детей постоянно возникают ситуации, которые
вызывают эмоциональный отклик, провоцируют на выражение своих мыслей, формируют эмоционально-оценочные
суждения.
Художественная литература - важнейшее средство эмоционального воспитания. В процессе работы над литературным произведением создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эмоционально-оценочных суждений.
Слайд 6 В философском словаре И. Т. Фролова приводится
следующее определение :
« Суждение – это то же,
что высказывание. Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного, сопряженный обычно с психологическими состояниями сомнения, убежденности или веры... Суждение – это, мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся либо истинной, либо ложной».
Слайд 7 Умение высказывать эмоциональные суждения, давать эстетическую оценку
формируется постепенно. Часто у детей эмоциональная оценка переплетается с нравственной.
Поэтому выражение отношения к читаемому - это проявление не только эмоциональной оценки, но и средство нравственного воспитания детей.
Слайд 8Для формирования эмоционально-оценочных суждений, необходимо:
- развивать эмоциональную отзывчивость на литературные
произведения;
- формировать умение высказывать свое отношение к читаемому;
- развивать мыслительную
деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.
Слайд 9 Слово – основная единица речи, от богатства
и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения.
С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:
1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.
2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
Слайд 10Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы
:
1) Обнаружение слова в тексте.
2) Семантизация – занесение в словарик, формирование соответствующего понятия.
3) Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее.
4) Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.
Слайд 12Словарь настроений
Этот словарь помогает ученикам
определить и точным словом обозначить свое настроение, душевное состояние героев
литературных произведений, чувства и состояния авторов, их отношение к героям и описываемым ситуациям.
Слайд 13Расскажите о чувствах, состоянии героя текста:
«…Я
остался со своим светлячком, глядел на него и никак не
мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете»
(В. Драгунский)
Слайд 14Игра «Иностранец»
Инструкция:
«Представь себе, что ты
встретился с иностранцем, человеком из другой страны, который плохо понимает
русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово « … ».
Как ты ответишь?»
Слайд 15Нравственный словарь
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Такой словарь может появиться как результат совместной деятельности детей.
Начальной точкой может послужить произведение на духовно-нравственную тему.
1. Построение понятийного аппарата.
2. Определение исследуемых понятий:
- группа ученых-лингвистов ищет определение термина;
- группа интервьюеров опрашивает учеников, систематизирует результаты опроса;
- группа ученых-литераторов подбирает художественные произведения, связанные с понятием;
- группа-оформителей работает над иллюстрацией понятий и созданием презентации.
Слайд 16Прием идентификации
т.е. понимания другого,
способность поставить себя на место объекта природы.
Ученикам предлагается пофантазировать, рассказать, что они чувствуют в воображаемой ситуации:
«Я превратился в… (чистый воздух, белую берёзу, муравья…) и ощущаю (чувствую)…»
«Я чувствую боль животного, когда…»