Слайд 1Проектная работа
по русскому языку
Составили: ученицы 4 класса
МБОУ «Зубаировская ООШ»
Актанышского района Республики Татарстан
Султанова Фируза и Нафикова Резеда
Руководитель: Миргалауова Г.Ш
Слайд 2 Проблема проекта:
Какой бы выдумать предлог,
чтоб
не учить предлоги?
Слайд 3 Цель проекта:
определение роли предлога в предложении.
Объект проекта:
уроки русского языка.
Предмет проекта: роль предлога в предложении.
Слайд 4Гипотеза проекта:
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего
мне это надо и где и как я могу эти
знания применить».
Слайд 5Ожидаемый результат:
Расширить знания о
предлоге; отрабатывать умение писать предлоги отдельно от других частей речи.
Показать умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; продемонстрировать навыки работы в парах; выполнять индивидуальные задания; уметь правильно оценить свои возможности.
Стимулировать познавательный интерес.
Слайд 6 Длинная история у нашего коротенького предлога.
С греческого языка
когда-то было переведено слово protesis. Предлог [про-] там – приставка,
означающая перед, пред, а [тезис] имело по-гречески много значений, среди которых было и «предложение», «укладывание».
Слайд 7
без
в
для
до
за
к
из
над
о
об
от
по
перед
на
под
при
с
со
у
через
Слайд 8Что означают эти сочетания букв?
Слайд 9 Сами по себе они не означают
ровным счётом ничего. Но, становясь перед словами, становятся очень важными.
Это – предлоги. Без них невозможно обойтись.
Слайд 10 Например, возьмём три слова- два существительных и один
глагол: книга, стол, лежит. Какие сейчас у этих слов отношения?
Никаких! Они- словно незнакомые люди: стоят рядом друг с другом, но между собой не общаются. Но приходят предлоги и знакомят их. Вот тут- то начинается общение, возникают отношения:
Слайд 11Книга лежит в столе.
Книга лежит на столе.
Книга лежит
под столом.
Книга лежит за столом.
Книга лежит у
стола.
Книга лежит перед столом.
Слайд 12 В приведённых примерах предлоги показывают пространственные отношения между
предметами:
книга лежит то сверху стола, то снизу, то около
него.
Слайд 13 А ещё предлоги умеют показывать временные
отношения:
Я отсутствовал с утра.
Солнце заходит по
вечерам.
Слайд 14
Предлоги ещё определяют количественные отношения:
Папа весит на 40 килограммов
больше, чем я.
Спортсмен пробежал стометровку
за 10 секунд.
Слайд 15Предлоги ещё показывают на причинные связи:
Ребёнок заплакал от страха.
Кто- то
обидел меня без причины.
Слайд 16 Многие отношения между предметами и явлениями определяют предлоги,
все и не перечислишь. И сами предлоги , все до
единого, мы перечислять здесь не будем: ведь ученые насчитали их в русском языке около 200!
Слайд 17
Для нас важнее сейчас другое: на какие бы
отношения предлоги ни указывали, они при этом изменяют слова по
падежам, связывая слова в словосочетаниях и предложениях.
Вы, наверное, это и сами заметили.
Слайд 18 Заметил это и поэт Яков Козловский. Обратил он
внимание и ещё кое на что:
Я слово малое-предлог,
Но падежа
сжимаю повод…
А я- совсем другой предлог,
Что значит выдуманный повод!
Слайд 19
У слова «предлог» есть два разных значения. Такие слова,
которые звучат и пишутся одинаково, но означают разные вещи, называются
омонимами.
Слайд 20И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
- Что значит-
«по»?
Что значит - «за»?
И «за», и «по»- предлоги…
А хорошо бы-ЗА
порог
и- мчаться ПО дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Слайд 21Это, конечно, шутка. Надо не выдумывать предлоги, а предлоги изучать.
Иначе вы никогда не узнаете одно очень важное правило- может
быть, самое важное из всех, касающихся предлогов:
Слайд 22
Больше 100 лет тому назад Дмитрий Минаев сочинил такие строки:
Мы
дошли с тобой до сада,
И прошла моя досада…
Слайд 23 И в первой строчке, и во второй слышится
одно и то же: «досада». Как же различить слово с
предлогом и слово без предлога? Очень просто: вставить ещё одно слово, например:
Мы дошли с тобой до цветущего сада.
Значит, в этом случае «до» - предлог. А в «досаду» ничего такого не вставишь. В этом случае «до» - приставка.
Слайд 24Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из
чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи.
Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.
К чему привели наши наблюдения и поиски?
Слайд 25Мы готовили проекты,
мы трудились от души!
А предлоги - от,
за, после,
Знаем точно-хороши!
Предлог с русским дружит
Он преданно служит!
И речь
без предлога-
Без цели дорога!
Слайд 26
Использованные ресурсы:
www.yandex.ru
Справочник школьника для начальных классов. ЭКСМО-Пресс; СПб.: Сова, 200.
Дидактические
игры на уроках русского языка. Москва «Просвещение», 1991.
«Занимательное азбуковедение» Москва
«Просвещение», 1991.
«Праздник числа» Москва «Знание», 1993