Слайд 1
Воспитатель: Дедова А.Ю.
Подготовительная к школе группа№1 «Звёздочки»
МБДОУ «Детский сад №8
                                                            
                                    
«Теремок»»
«Развитие речи в детском саду»
С использованием ИКТ 
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Средства развития речи
общение взрослых и детей;
культурная языковая среда;
обучение родной речи
                                                            
                                    
на занятиях;
художественная литература;
различные виды искусства.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
  Общение – это взаимодействие двух
                                                            
                                    
и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий
                                    с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4 
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
4. внеситуативно-
                                                            
                                    
 личностная
3. внеситуативно-познавательная
2. ситуативно-деловая (предметно-действенная)
1. ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА
      Подражая речи
                                                            
                                    
окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения
                                    фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи. 
Требования к речи педагога: 
содержательность, 
точность, 
логичность, 
правильность,
выразительность, 
эмоциональная насыщенность, 
знание и соблюдение правил речевого этикета, 
уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
ОБУЧЕНИЕ 
Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при
                                                            
                                    
котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков
                                    и умений. 
Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Значение занятий по развитию речи:
на занятиях решаются задачи из всех
                                                            
                                    
разделов программы
развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в
                                    других видах деятельности
 3. занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве - самом благоприятном периоде для овладения языком
4. на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата
5. в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком. Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
а) в зависимости от ведущей задачи:
-
                                                            
                                    
занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и
                                    качествами предметов)
 - по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа)
 - занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)
 - занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)
 - занятия по ознакомлению с художественной литературой
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9б) в зависимости от применения наглядности:
занятия с применением предметов реальной
                                                            
                                    
жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)
-занятия с
                                    применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)
-занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
в)в зависимости от этапа обучения: 
 - речевой навык формируется
                                                            
                                    
впервые (совместное рассказывание, образец рассказа) 
 - речевой навык автоматизируется
                                    (план рассказа, его обсуждение).
г)в зависимости от количества участников: 
-фронтальные (со всей группой)
-индивидуальные.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
д)в зависимости от дидактических целей: 
-занятия по сообщению нового материала
-по
                                                            
                                    
закреплению знаний, умений, навыков
-по обобщению и систематизации знаний
-итоговые или проверочные
-комбинированные
                                    (смешанные)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
 
ТЩАТЕЛЬНАЯ 
ПРЕДВАРИТЕЛЬ-
НАЯ ПОДГОТОВКА
К ЗАНЯТИЮ
СООТВЕТСТВИЕ
МАТЕРИАЛА
                                                            
                                    
ЗАНЯТИЯ
ВОЗРАСТНЫМ
ВОЗМОЖНОСТЯМ
УМСТВЕННОГО
И РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЙ ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР 
ЗАНЯТИЯ
ЧЕТКАЯ 
СТРУКТУРА 
ЗАНЯТИЯ
 
ОПТИМАЛЬНОЕ
СОЧЕТАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНЫХ
 И ИНДИВИДУАЛЬ-
НЫХ ФОРМ
                                    РАБОТЫ
ПРАВИЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
 ЗАНЯТИЯ
УЧЕТ
РЕЗУЛЬТАТОВ 
ЗАНЯТИЯ
СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ
(метод наблюдения 
и его
 разновидности: 
экскурсии, осмотры 
помещения,
                                                            
                                    
рассматривание 
натуральных
предметов)
2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ 
(с использованием
изобразительной 
наглядности: 
 рассматривание
 игрушек, картин,
                                    фотографий, описание 
картин и игрушек, 
рассказывание 
по игрушкам и
 картинам) 
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
дидактические 
игры, 
игры-
драматизации,
инсценировки,
пластические 
этюды,
дидактические 
упражнения,
хороводные
игры
СЛОВЕСНЫЕ:
чтение и 
рассказывание 
художественных
 произведений,
 заучивание
 наизусть, 
пересказ,
 обобщающая
 беседа,
 рассказывание 
без опоры
 на наглядный
 материал
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14       МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ:
                                                            
                                    
воспроизведение 
готового
речевого материала
(метод наблюдения 
и его разновидности,
 рассматривание картин, 
чтение
                                    художественной
 литературы, пересказ,
заучивание наизусть,
 игры-драматизации
 по содержанию литературных 
произведений, 
дидактические игры)
ПРОДУКТИВНЫЕ:
создание собственных
связных высказываний
(обобщающая беседа, 
рассказывание, пересказ 
с перестройкой текста, 
дидактические игры
 на развитие связной речи,
 метод моделирования, 
творческие задания) 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
показ 
иллюстраций,
показ положения
 органов 
артикуляции
при обучении
правильному 
произношению
СЛОВЕСНЫЕ:
речевой образец,
повторное
проговаривание,
объяснение,
указание,
оценка
                                                            
                                    детской
речи, вопрос
ИГРОВЫЕ:
игровой 
персонаж,
сюрпризный 
момент, разные 
виды игр
ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец,
                                    указание)
КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)
 В педагогической практике все приемы используются комплексно 
в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности
детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая
                                                            
                                    
деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким,
                                    громким, произноситься неторопливо). 
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).
Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие. 
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа
ОСНОВНЫЕ:
РЕПРОДУКТИВНЫЕ
(КОНСТАТИРУЮЩИЕ)
КТО?
                                                            
                                    
ЧТО?
КАКОЙ? ГДЕ? КАК?
2. ПОИСКОВЫЕ
ПОЧЕМУ?
ЗАЧЕМ?
ЧЕМ ПОХОЖИ?
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:
НАВОДЯЩИЕ
ПОДСКАЗЫВАЮЩИЕ
Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, 
соответствовать
                                    возрасту детей, выражать основную мысль.
Следует избегать неконкретных вопросов (какая корова?)