Слайд 2ПЛАН
1. Научные подходы к развивающей среде.
2. Социально-экологическая концепция развивающей среды.
3.
Развивающая среда как совокупность взаимосвязанных микросред.
4. Задачи развивающей среды.
5.
Параметры качества развевающей среды.
6. Принципы построения пространственно-предметной развивающей среды в семье.
Слайд 3Научные подходы к развивающей среде
По мнению Л.С. Выготского среда выступает
в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм
деятельности в качестве источника развития, т.е. именно, взаимодействие со средой является источником того, что у ребенка возникают те, или иные свойства.
Р.С. Немов говорит о среде как о совокупности внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается ребенок.
Слайд 4
Социально-экологическая концепция развивающей среды
Основными
составляющими развивающей (окружающей)среды являются микро-, мезо-, экзо- и макросистемы.
Микросистема
- это среда жизни ребенка; ее структурные элементы: различные виды деятельности, роли и межчеловеческие отношения.
Мезосистема - это совокупность взаимосвязанных сфер жизни, в которых ребенок участвует как действующий субъект: семья, дошкольное учреждение, друзья вне учреждения и т.д.
Слайд 5Экзосистема - индивид не участвует сам в событиях, однако они
оказывают влияние на его жизнь (профессиональная деятельность родителей ребенка, круг
знакомых семьи и т.д.).
Макросистема - обобщенные культурные, политические, социальные, мировоззренческие, идеологические характеристики, содержащиеся в индивидуальных микро-, мезо-, и экзосистемах.
Слайд 6Развивающая среда представляет собой совокупность взаимосвязанных микросред - предметной, игровой,
образовательной, коммуникативной, содержательное наполнение которых определяется материальными объектами деятельности, отношениями
между членами семьи, социальным и культурно-нравственным уровнем семьи.
Слайд 7Развивающая среда семьи выступает мощным источником становления субъектного опыта ребенка-дошкольника,
обеспечивает возможность испытывать и использовать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать
себя как активного деятеля при ситуации свободы выбора деятельности.
Развивающая среда должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.
Слайд 8Функции развивающей среды
Развивающая среда активизирует деятельность ребенка.
Развивающая среда побуждает ребенка
брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества.
Слайд 9Задачи развивающей среды
создание максимальных условий для роста и развития ребенка,
обеспечение его социально-экономической и психологической защиты;
сохранение, развитие и передача
детям ценностей, традиций общества, аккумулирование и реализацию социально-воспитательного потенциала своего рода, семьи;
Слайд 10создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности, ощущение ценности
и значимости своего «Я» для детей в семье;
создание разнообразных
возможностей для знакомства с окружающим миром, охрана эмоционального мира ребенка, помощь в становлении речи ребенка, обучение его правильному произношению слов, знакомство с новыми словами и понятиями;
Слайд 11удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с близкими людьми и
установлении прочных коммуникаций с ними;
формирование интереса к познанию мира;
развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности;
обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
Слайд 12Параметры качества семейной
развивающей среды
Слайд 13Компоненты развивающей среды в семье
Слайд 15 Пространственно – предметная среда пространства семьи
Пространственно-предметная развивающая среда -
это целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных
пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка.
Слайд 16Принципы построения пространственно-предметной среды
принцип активности, стимулирующий исследовательскую и творческую
деятельность ребенка;
принцип стабильности-динамичности развивающей среды, позволяющий ребенку не пребывать в
среде, а активно взаимодействовать с ней, «перестраивать», преодолевать, менять ее в зависимости от интересов и потребностей;
Слайд 17- принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия;
- принцип творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления разнохарактерных
отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества);
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде и дающий ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по своему усмотрению;
Слайд 18принцип дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и
взрослыми, позволяющий ребенку чувствовать себя полноценным, активным,
интересным партнером;
- гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка.
Слайд 19Необходимо помнить, что:
1. Среда должна быть организована так,
чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая
тем самым функциональную активность ребенка.
2. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них.
3. Среда, в то же время, должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо (например, в спальной комнате0.
Слайд 20литература
Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи //Мир образования — образование в
мире. 2001. № 4.
Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга,
2000
Ковалев С.В. Психология современной семьи, Москва, 1988г.
Холёва Л.А. Влияние семейных отношений на формирование личности дошкольника.- М., 2001.