Слайд 1
МБОУ «Отрадинская средняя общеобразовательная школа»
Социальный проект
Слайд 2
Автор проекта: социальный педагог
МБОУ «Отрадинская средняя общеобразовательная школа»
Кузнецова
Надежда Дмитриевна.
Общие сведения об авторе: образование высшее,
педагогический стаж –
25 лет,
высшая квалификационная категория.
Контакты: 303023 с. Отрадинское Мценского района Орловской области д. 20 телефон/факс: 8-486-46-52-4-57
Тема, название: «Моя родословная»
Слайд 3Проблемы:
- Снижение качества патриотического воспитания подрастающего поколения;
- утрата чувства гордости
за историю своего села, родины, собственного народа.
- низкий уровень знаний
детей о себе, своих корнях, истории своей малой и большой Родины.
Слайд 4Цель проекта:
повышение роли и значения семьи как решающего звена в
формировании личности ребенка, его социализации.
Слайд 5Задачи (план работ):
актуализация патриотического воспитания с использованием краеведческого материала, воспоминаний
старших членов семей;
привлечение учащихся к исследовательской, поисковой работе по генеалогии
семьи, краеведению
создание летописей семей школьников с возможным последующим созданием летописи села.
разъяснительная работа с родителями учащихся о целях, задачах, ожидаемых результатах проекта, их роли в поддержании исследовательской, оформительской работы детей.
подготовка материалов, иллюстраций в помощь исследовательской, оформительской работы детей по созданию индивидуальных творческих проектов.
техническая помощь в сборе и размещении материалов в проектах детей.
обеспечение взаимодействия с классными руководителями в сборе материалов, оформлении проектов, работе с родителями учащихся.
Слайд 6Описание проекта:
Четыре года я
работала в 1-2-х классах школы по программе духовно-нравственного развития учащихся
«Моя родословная. В рамках проекта знакомлю ребят с историей возникновения семьи, ее ролью и значением в жизни общества, доказываю примерами из жизни, в том числе и их родственников, приоритет семейных ценностей, верховенство понятий «мать», «отец», «Родина» над тщетой и суетой жизни.
В программу включены практические занятия по составлению генеалогического древа, созданию собственной геральдики семьи, сбор материалов о делах и заслугах членов семьи.
У некоторых ребят, чьи родители наиболее заинтересовались данной проблемой, получились целые альбомы-летописи семьи. И пусть пока детские проекты далеки от совершенства, малоинформативны, но уже сейчас видны перспективы их развития, доработки.
Я представляю общий вариант проектной деятельности учащихся 1-2х классов школы по данной проблематике.
Возможно, со временем в школе будет создан музей, где, подобные нашим, материалы займут достойное место. Кроме того, часть материалов с доработкой может появиться на страницах районной газеты.
Слайд 7Ресурсы:
Всю деятельность осуществляют младшие школьники
Родители учащихся, старшие члены семей
оказывают информационную, техническую и другие виды помощи при поиске материала,
оформлении проектов.
Администрация школы поддерживает наши инициативы и оказывает помощь в приобретении необходимых для создания индивидуальных проектов школьников материалов.
Спасибо за внимание!
Слайд 9 Кто я? Откуда родом? Подобные вопросы
задают практически все дети на свете. Процесс идентификации сложен, помочь
ребенку соотнести свое «Я» с окружающим – одна из основных задач педагогики.
Большинство учеников нашей школы родились и выросли здесь , в селе Отрадинское, в просторечии –в Отраде. Большое, красивое и многолюдное село вольно раскинулось между железной дорогой и трассой Москва-ЮГ. Два крупных по меркам области предприятия дают средства к существованию нашим односельчанам.
Слайд 10 «А ведь когда-то…», - так
я начинаю свой рассказ о происхождении села, вспоминая и пришедших
в стародавние года на берега красавицы-Оки наших предков-вятичей, и природное изобилие этих мест, и разбойничьи потехи в окрестных лесах.
Затаив дыхание слушают дети эту полу- сказку, полу- быль. А нить истории тянет за собой к крещению вятичей Кукшей, к набегам степняков, к объединению славянских земель вокруг Москвы. Любопытны им факты происхождения названий рек, сел, городов от древнерусских корней, как след татарского нашествия.
А следующее занятие, припомнив все рассказанное ранее, мы рисуем прошлое нашего села: дремучие леса, полные дичи, полноводные реки с изобилием рыбы, трудности и радости предков, их борьбу с разбойниками на выгодном торговом пути.
Одно из самых сложных занятий курса, пожалуй, создание родословного древа,
или Древа семьи. Трудности эти особого рода, они совсем не связаны со способностями и возможностями детей. Нужно вспомнить имена, да желательно и отчества мам, пап, дедушек и бабушек. Многие до этого просто не задумывались, что и у мамы есть свое собственное имя, что имя дедушки будет маминым отчеством.
Дальше – больше. Проблема возникает при «расположении» на Древе дедушек и бабушек – ребята не всегда знают, с чьей стороны эти родственники, кому они ближе, роднее.
Слайд 12 Геральдика или гербоведение. Элементы этой
вспомогательной исторической дисциплины завораживают детей. Оказывается, у семьи, как и
у каждого человека, есть или может быть собственное имя- девиз, образ – герб.
Дети с увлечением знакомятся с гербами городов, стран, расспрашивают, почему на них изображено то или это, что сие значит. Вопросов всегда больше, чем у меня ответов. Приходится штудировать справочные, энциклопедические издания с тем, чтобы на следующем занятии дать нужные пояснения.
Заинтересованность детей легко направить в нужное русло: мы создаем герб каждой семьи.
Нужно слышать комментарии ребят по изготовленным гербам, придуманным к ним девизам. Сколько любви, гордости в описании рисунков словами.
Слайд 13
Монограммы, виньетки… Такие
старые и почти ничего не говорящие современным людям слова. Однако
с каким интересом и тщательностью делали дети рисунки букв своих имен и фамилий!
Слайд 14 Много внимания на занятиях уделяется знакомству детей с семейными
традициями, воссозданию их в современной семье. С этой целью стараемся
не забывать обо всех сколько-нибудь значительных праздниках. Конечно, самым любимым и веселым для детворы торжеством является Новый Год. Пытаясь воссоздать традиции семейного празднования, показываю, как поставить небольшой семейный спектакль, например, сказку «Репка» с участием членов семьи и гостей. Делаем, как когда-то, елочные и другие украшения своими руками.
Ну, и конечно, к новогодним торжествам пишем письма Деду Морозу с просьбами о подарках. Складываем письма как солдаты Великой Отечественной; здесь я еще раз напоминаю о страшной странице в истории страны, каждой семьи
Слайд 15Очень трогательно выглядят рисунки военных наград. Я не разрешаю приносить
в школу эти реликвии, объясняя их не материальную, а духовно-нравственную
ценность для ребят, их потомков.
Тема войны проходит красной нитью через всю программу. Так, начиная разговор «о доблести, о подвигах, о славе», я приношу в класс скромные награды собственной семьи. Дети разглядывают почетные грамоты, нагрудные знаки, медали с трепетом и восторгом. А потом я предлагаю им поговорить со старшими членами семьи о тех наградах, поощрениях, которые хранятся дома. Как правило, следующее занятие полностью посвящено рассказу о героических делах не только в военные годы, но и в наши дни. Возбуждая чувство гордости за свою семью, своих близких, мы подталкиваем ребят к поискам героев в своей собственной семье.
Слайд 16 «В жизни всегда есть место подвигу»,
- не устаю повторять я детям.
Это папа ученицы 1 «А» класса и его награды. Сейчас он в длительной командировке. По приезде, думаю, сумеем договориться о встрече героя с ребятами.
Слайд 17 Очень нравится детям задание придумать самим
какую-то награду для членов своей семьи. Неуемная фантазия ребят дает
порой самые неожиданные, но всегда очень трогательные результаты.
Слайд 19Заключение
В 2012 году на фестивале детского творчества в школе первоклассники
презентовали свои первые проекты из серии «Моя родословная». Выступление детей
имело огромный успех, фотографии помещены в районной газете. Хочу отметить также рост заинтересованности родителей в поисково-творческой работе детей.
Думаю, продолжая наши занятия, мы не только лучше узнаем себя и свою семью, но и сумеем возродить духовно-нравственные ценности, свойственные русскому народу.