Слайд 1Эффективные методы и технологии модерации в системе образования
Слайд 2
Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить
ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания
Слайд 3Тезис дня современного:
“Великим ученым ребенок может и не
быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение,
самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Слайд 4Цель образования -
Не просто заложить в головы
учащихся заданный объем знаний, надо позаботиться,
во-первых, о том, чтобы
это были знания актуальные,
во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни.
Слайд 5Следовательно,
Технология – это путеводная нить в мире разнообразных и
очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в
обучении,
воспитании и
развитии обучающихся
Слайд 6
Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет
усиления мотивации всех участников образовательного процесса,
активизации познавательной
деятельности учащихся,
эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Слайд 7Пассивные методы линейного воздействия
Преподаватель занимает центральную позицию.
Преобладает монолог учителя.
Акцент
на дисциплину, исполнительность
Преподаватель – главный организатор
Слайд 8Активная методы линейного взаимодействия
Учебный процесс основан на диалоге
Возрастает индивидуальность
в преподавании
Остается центральной фигура преподавателя
Но ученики – не пассивные слушатели,
поощряется инициатива и творчество
Слайд 9Интерактивные методы кругового взаимодействия
Суть стратегии заключается в организации учебного
взаимодействия в группах
Роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной,
он лишь регулирует ход образовательной деятельности.
Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой
Слайд 10Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие,
управлять, регулировать.
Под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой
групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Модерация является таким способом проведения учебных занятий, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
Основная цель метода модерации – развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем.
Слайд 11Методы обучения
Пассивные методы:
Пересказ,
Рассказ
Лекция
Практикум
Упражнения
Экскурсия
Наблюдение
Интерактивные
методы
работа в парах
броуновское движение
- инфо-угадайка
- карусель
-незаконченное предложение
- мозговой штурм
- дерево
решений
- суд от своего имени
- займи позицию
- метод аналогий
- аквариум
Активные методы:
-Проблемная лекция
Активная консультация
-Проблемный семинар
- Анализ конкретных ситуаций
- Деловые игры
- Ролевые игры
Конференции
-Круглые столы
.
Слайд 14Ключевые процессы технологии модерации
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение
наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся;
анализ деятельности участников и оценка результатов.
Слайд 15 Интеракция
Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет
и ожидаемых эффектов.
Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы
успешно действовать для достижения поставленных целей.
Слайд 16 Коммуникация
Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен иформацией
между его участниками.
Для достижения эффективности обучения учитель должен организовывать,
стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.
Слайд 17
Визуализация
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
отражает суть данного процесса.
Визуализация каждого этапа позволяет материализовать ход
обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Подклю-чение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества.
Слайд 18Мотивация
Построение ясных и четких целей урока самими учащимися
Признание равноправной роли
ученика в образовательном процессе
Значительная самостоятельность учеников в процессе обучения
Работа
в команде
Использование в каждой части урока игровых методов обучения
Различные формы визуализации учебного материала
Смена напряженной работы веселыми разминками, позитивный настрой учителя
Слайд 19
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг включает в себя отслеживание и сверку
получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, фиксирование хода и
результатов ,внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. Так как основой технологии является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу
Слайд 20
Рефлексия
Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие
возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока,
возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Слайд 21Анализ
. Анализ деятельности участников и оценка результатов направлены на получение обратной
связи всеми участниками образовательной деятельности, использование полученных комментариев и оценок
для совершенствования образовательной деятельности как учениками так и педагогом.
Слайд 22Метод «Шесть шляп мышления»
Метод шести шляп
позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу,
как личную, так и коллективную.
Попробуем все вместе?
Белая шляпа: информация
Красная шляпа: чувства и интуиция
Черная шляпа: критика
Желтая шляпа: логический позитив
Зеленая шляпа: креативность
Синяя шляпа: управление процессом
Слайд 23Метод: «Незаконченное предложение»
Продолжите фразу:
«Мне было интересно то, что …»
«Я узнал,
что …»
«Мне было трудно …»
«Мне не понравилось …»
«Я ощущал комфорт,
когда …»и т. д.
Слайд 24Мозговой штурм
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
Кроме того,
использование данного метода позволяет стимулировать группу к выдвижению большого количества разнообразных идей. В результате школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.
Слайд 25Верные и неверные утверждения
Перекрестная дискуссия
Кластер (графический прием систематизации материала)
Корзина идей
Дерево
решений
Бортовой журнал
Чтение с остановками
Аргументированное эссе
Слайд 26Следует помнить:
Модерация не панацея и не волшебное средство.
Модерация —
определенный принцип действия, с помощью которого вы соберете команду, сможете
систематизировать энергию и идеи для работы над общими целями. Для этого требуются определенные условия.