Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №12 «Золотой ключик»
«Традиционные
и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»
Яхина
Фатима Равильевна учитель-логопед МБДОУ
Детский сад №12 «Золотой ключик»
г..Салехард 2018 г.
Слайд 2«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой
моторики.
Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры
полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребенком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Тренировку пальцев рук уже можно начинать с потешек в возрасте 6-7 месяцев: мама делает массаж кисти рук и каждого пальчика ребенка, каждой его фаланги. Проводится разминание, поглаживание, сгибание и разгибание пальчиков ежедневно в течение 2-3 минут. Дети от года чаще воспринимают игры с одной рукой. После двух лет – с обеими руками. А после трех лет малыши могут развивать творческие способности, сами придумывая движения к ним.
Слайд 3Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие
тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому
пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому пальчиковые игры с применением Лего-конструктора мы проводим в вечернее время.
Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу - главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Слайд 4 Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка
– на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова:
в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.
Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Слайд 5
Цели :
Укрепление здоровья детей;
Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением
речи;
Создание комфортных условий для ребенка;
Повышение интереса и мотивации к занятиям;
Развивать
мелкую моторику рук через лего-конструктор и пальчиковую гимнастику.
Задачи :
--Воздействие на биологически активные точки организма;
--Стимулирование речевых зон коры головного мозга:
--Развивать речь детей , расширять словарный запас;
--Развивать конструктивные навыки и творческие способности;
--Расширять кругозор детей;
--Развивать психические способности с помощью лего– конструктора;
--Развивать мелкую моторику рук.
Слайд 6Развитие мелкой моторики
Пальчиковые игры
с речевым сопровождением
Инновационные
технологии
с использованием
Лего - конструктора
Слайд 8Как уже было выше сказано, что развитие речи и мышления
ребенка зависит от совершенствования его мелкой моторики. Ассортимент современных детских
игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны как девочкам, так и мальчикам. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется Лего-конструктор. Вот, например, как можно его использовать в целях развития мелкой моторики малышей.
1. Внимательно рассмотрите детали конструктора: большие, средние и маленькие «кирпичики». Покажите, как они соединяются между собой. Постройте разноцветную пирамидку. Комментируйте свои действия и обязательно вовлекайте детей в игру. Пусть попробуют присоединить хотя бы один «кирпичик». Когда дети поймут принцип, по которому соединяются детали, можно будет построить маленький домик.
2. Не надо расстраиваться, если дети будут ломать созданные вами сооружения. Ведь в этот момент его пальчики активно работают, а следовательно, тренируется мелкая моторика рук. Вместе с малышом разбирайте башни, дома, мосты. После занятия складывайте в коробку раскиданные по полу детали.
3. Как правило, в наборе Лего бывают деревья, а если, деревьев нет , то можно их построить из конструктора Лего . Вместе с ребенком надо придумывать необыкновенную историю. Вначале расставьте деревья в произвольном порядке и расскажите про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Пофантазируйте. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из Лего соберём постройку.
Слайд 9Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на логопедических
занятиях для детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на использование
традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением), и нетрадиционных авторских технологий с использованием Лего-конструктора.
Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников.
Слайд 10Игровой самомассаж с конструктором ЛЕГО
Слова
1, 2, 3, 4, 5!
В конструктор будем мы играть!
В конструктор будем мы играть
Своим ручкам помогать!
Конструктор в руки мы возьмём
На руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем
И ладошками катаем.
Сейчас руки поменяем,
Точно также покатаем.
В ручку правую возьмём
И сильней его сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На "пианино" поиграем.
В ручку левую возьмём
И сильней его сожмём.
Руку быстро разжимаем,
На "пианино" поиграем.
Мы конструктор убираем
Быстро пальчики считаем!
На левой ручке посчитаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
На правой ручке посчитаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
Действия
(Загибаем-разгибаем пальчики
на обеих руках одновременно)
(Кулачки-ладошки ударяем
друг о друга поочерёдно)
(Выполняем действия
в соответствии с текстом, прокатывание конструктора
между ладонями)
(Меняем положение рук прокатывание конструктора
между ладонями ,левая рука сверху)
(Сжимаем конструктор в правой руке)
(Имитируем игру на пианино
правой рукой)
(Сильно сжимаем в левой руке)
(Имитируем игру на пианино
правой рукой)
(Убираем на край стола)
(Загибаем пальцы на правой руке)
-(Загибаем пальцы на левой руке)
(Интенсивно трясём ладошки,
продолжаем занятие)
Слайд 11Раз, два, три четыре пять.
Вышли пальчики гулять,
Этот пальчик - гриб
нашёл,
Этот пальчик - чистил стол,
Этот – резал,
Этот –
ел,
А этот пальчик на нас смотрел.
Слайд 12Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все
выше, выше.
Слайд 13Ножки спинка и сиденье
Вот вам стул на удивленье
Слайд 14У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Слайд 15Пять пальцев на руке твоей,
Назвать по имени с умей,
Первый
палец - боковой,
Называется - большой,
Палец, второй - указчик старательный,
Не
зря называют, его- указательный,
Третий твой палец, как раз по середине,
Поэтому средний, дано ему имя,
Палец – четвёртый , зовут безымянный,
Не поворотливый он и упрям
Совсем как в семье, младший братец любимец,
По счёту , он пятый, зовётся мизинец.
Слайд 16Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Домик
мой кирпичный
Очень симпатичный.
Слайд 17Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.
Слайд 18У лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.
Слайд 19Вырос, высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам,
красоту и питание,
Дружно, дают под землёй – корешки.
Слайд 20Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает
и скачет,
Веселит своих зайчат.
Слайд 21Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и
ботинки:
Надо согреться
Бедной осинке.
Слайд 22Раз, два, три, четыре, пят
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик
по дорожке,
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за
малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
Слайд 23У тропинке под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на
кулачок.
Слайд 24Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки
Слайд 25На двери весит замок,
Никто открыть его не смог,
Мы замочком постучали,
Мы
замочком повертели,
Мы замочком потянули
Мы замочком покрутили
И открыли.
Слайд 26На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это
маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Слайд 27Птички прилетели,
Крыльями помахали,
Сели посидели
И дальше полетели.
Слайд 28У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.
Слайд 29А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее
норушке.
Слайд 30Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Слайд 31Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Слайд 32Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Слайд 33В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в
гости приглашает.
Слайд 34Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Слайд 35Список используемой литературы:
А.В. Никитина «33 лексические темы».
Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры
и упражнения».
Интернет ресурсы.