Слайд 1Исследование качества воды в реке Хопёр
Слайд 2История реки Хопёр
Согласно легенде, в этих местах жил старик
Хопёр. Однажды он шёл степью и увидел, как из земли
бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток. На образовавшемся потоке старик Хопёр построил мельницу, на которой молол зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке, впоследствии, дали имя ее создателя.
Слайд 3Хопёр — река в Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской областях России,
крупнейший левый приток Дона. Длина 980 км, площадь бассейна 61 100 км².
Питание преимущественно снеговое. Половодье в апреле — мае. Наибольший расход воды 2720 м³/с. Замерзает в декабре, вскрывается в конце марта — начале апреля. В отдельные годы ледостав неустойчивый. Ширина до 100 м, глубина до 7 м. Дно, как правило, песчаное; течение быстрое.
Слайд 4 Хопёр берёт начало в центральной части Пензенской области, в
пределах Приволжской области, течёт по возвышенной местности, впадает в Дон
близ станицы Усть-Хоперская. Крупнейшие притоки: Ворона, Савала (справа), Сердоба, Бузулук (слева).
Хопёр судоходен (от города Новохоперска в 323 км от устья). На значительной части протяжения доступен для сплава на байдарках. На реке — города Балашов, Борисоглебск, Новохоперск, Урюпинск. В нижнем течении — Хоперский заповедник.
Долина Хопра являлась одним из мест расселения донских казаков.
По данным ЮНЕСКО, Хопёр признан самой чистой рекой в Европе.
Слайд 5Исследование качества воды в реке Хопер
Температура, хотя и не является
показателем качества воды, определяет скорость химических и биологических процессов, происходящих
в водоёме. Для измерения воды я использовала более простой вариант – ртутный термометр. В середине июля вода в реке имела температуру 22ْС.
Слайд 6Запах
Наличие запаха и его интенсивность определяются по пятибалльной шкале.
0
- нет запаха;
1 - очень слабый (чувствуется, что есть, но
определению не поддается);
2 - слабый (обнаруживается, если специально обращать внимание на наличие запаха);
3 - заметный (возможно дать характеристику и указать «чем пахнет»);
4 – отчетливый (обращает на себя внимание и делает воду неприятной для питья);
5 – сильный (делает воду не пригодной для питья).
Я определила запах при 20ْС и при 60ْС, используя ёмкость с широким горлышком. Ёмкость с водой (при 20ْС и нагретую при 60ْ С) я закрыла пробкой, несколько раз перемешала вращательными движениями, открыла пробку и быстро определила наличие запаха и его интенсивность по пятибалльной шкале.
Вода в реке не имеет запаха – 0 баллов, ГОСТ – 2 балла.
Слайд 7Прозрачность
Я измерила прозрачность с помощью диска Секки. Для изготовления диска
Секки вырезала круг из жести диаметром 30 см, который покрасила
эмалью в белый цвет. Я привязала диск к шнуру с грузом таким образом, чтобы при погружении он сохранял горизонтальное положение. Диск погружала в воду с теневой стороны лодки до тех пор, пока он не перестал быть виден. По разметке на шнуре я определила глубину погружения диска, затем еще опустила и начала подъем до его появления. Снова по шнуру определила глубину. Среднее арифметическое этих двух полученных результатов является характеристикой прозрачности.
Прозрачность в Хопре 0,76м, прозрачность питьевой воды не определяется.
Слайд 8
Цветность определяется содержанием в воде гуминовых органических кислот. Гуминовые
кислоты образуются при неполном разложении в воде органических веществ. Таким
образом, цветность воды характеризует концентрацию органического вещества. Темноокрашенные водоёмы получают своё питание из болот. Светлоокрашенные водоёмы питаются подземными источниками, родниками, атмосферными осадками.
Для определения цветности я опускала диск Секки на глубину, равную половине глубины прозрачности – 38 см, и определила цвет воды.
Цвет воды в реке имеет светло – зеленый оттенок.
Слайд 9Кислотность воды определяется концентрацией ионов водорода. Природные воды с рН
от 3,4 до 6,95 относятся к кислым, с рН 6,95
– 7,3 - к нейтральным и с рН 7,3 – 10,0 – к щелочным. Я определяла рН в условиях школьной лаборатории с помощью универсальной индикаторной бумаги. Для этого полоску бумажки пинцетом на некоторое время погружала в пробу воды и тут же сравнила полученную окраску со шкалой, прилагаемой к набору. Данный способ помогает определить рН с точностью до единицы.
В результате измерений было выявлено, что рН в реке составляет 6,0(кислая среда), а в питьевой воде 5,5 (слабокислая среда), что соответствует ГОСТ.
Слайд 10Выводы и рекомендации
В результате исследования качества воды в реке
Хопер я выяснила, что:
1.Температура в реке соответствует норме для летних
месяцев;
2.Вода в реке не имеет запаха, что соответствует ГОСТ;
3.Прозрачность в реке Хопер 0,76 м, что соответствует
ГОСТ;
4.Вода в реке имеет светло-зеленый оттенок;
5.Было выявлено, что рН в реке составляет 6,0(кислая среда), а в питьевой воде 5,5 (слабокислая среда), что соответствует ГОСТ;
Слайд 11Я посетила предприятие «Водозабор» с целью получения сведений о тех
показателях качества воды, которые не могут быть измерены в школе,
и выяснила:
А.Содержание аммиака составляет 0,67 мг/дм3, что соответствует ГОСТ.
Б.Число микроорганизмов в 1 см2 воды - 1000, что не соответствует ГОСТ.
В.Число бактерий группы кишечных палочек в 1 дм3 соответствует ГОСТ.
Слайд 12Ученики моей школы провели акцию по очистке загрязненного берега Хопра.
Слайд 14Я дала рекомендации: прочитала лекции ученикам младшей и средней школы,
вместе с учителем посетила предприятия города и попросила сливать меньше
производственных отходов в реку, поместила объявление в местной газете с просьбой не загрязнять Хопер и его живописное побережье.