Слайд 1Тема:
«Нарушения опорно-двигательной системы учащихся начального и среднего звена.
Динамика нарушений за
2005-2010 г. Причины»
Выполнила: Мокеева Ольга
ученица 11А класса
Учитель биологии: А.С.Дубровина
Сосновый Бор
2010г.
Слайд 2 Цель:
Определить необходимость проведения в школе здоровьесберегающих
мероприятий, направленных на поддержание функциональной работы опорно-двигательной системы учащихся.
Задачи:
ознакомиться с функциями и строением скелета;
рассмотреть основные нарушения опорно-двигательного аппарата и причины их вызывающие, на примере нарушений позвоночника;
провести анализ медицинских осмотров учащихся 1-2 классов (2008-2009гг.), учащихся 6-7 классов (2008-2009гг.) на предмет ортопедических нарушений;
провести анализ результатов медицинских осмотров учащихся школы за 2005 – 2010 г. на предмет выявления динамики нарушений за длительный период;
совершенствовать умение работать с различными источниками информации, продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы;
наметить общие рекомендации для решения проблем.
Слайд 3I. Опорно – двигательный аппарат объединяет кости (пассивная
часть), их соединения и скелетные мышцы (активная часть).
ФУНКЦИИ:
Опора
Защита
Движение и перемещение в пространстве.
Слайд 4Скелет головы
Скелет туловища
Скелет нижних и верхних конечностей
Позвонки 31-34:
шейные 7
грудные 12 поясничные 5
крестец 5
копчик (3 – 5…)
Слайд 6
Своды стопы:
А – схема второго
(продольного) свода стопы:
1 – пяточная
кость
2 – таранная кость
3 – ладьевидная кость
4 – промежуточная клиновидная
кость
5- вторая плюсневая кость
6 – фаланги пальцев
Б – схема поперечного свода стопы: I –V –поперечный распил плюсневых костей
Слайд 7Устойчивость позвоночника обусловлена анатомией мышечно-связочного аппарата.
мышцы
поверхностные глубокие
(внешний рельеф («мышечный
туловища спины) корсет»)
функции
движение защита
позвоночного
столба
Слайд 8Формирование
изгибов у младенца
Слайд 9 Сколиоз – искривление позвоночника во
фронтальной плоскости (вбок).
Врожденный
Приобретенный
Слайд 10А- ГРУДНО-ПОЯСНИЧНЫЙ
Б- ПОЯСНИЧНЫЙ
В- КОМБИНИРОВАННЫЙ ИЛИ S- ОБРАЗНЫЙ СКОЛИОЗ
Слайд 11Плоскостопие.
Плоскостопие.
След ноги при различных степенях плоскостопия от нулевой
до третьей.
Слайд 12Исследовательская работа
Причины и последствия.
Портфель.
Возникновению искривлений позвоночника способствует
перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Масса портфеля второклассника составляет в среднем 5,5 кг Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то выше другого, развивается боковой сколиоз.
Слайд 13Посадка
Неправильная поза во время учебных занятий ведет к
неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя
их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление.
Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются.
Слайд 14Обувь
Туфли на высоких каблуках
поднимают
пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует
этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины.
Слайд 15Динамика нарушений
у учащихся 1-2 классов
Слайд 16Динамика нарушений
у учащихся 6-7 классов
Слайд 17Результаты анкетирования учащихся
Диаграмма 1. Анкетирование 2-х классов
Слайд 18Результаты анкетирования учащихся
Диаграмма 2. Анкетирование 7-х классов.
Слайд 19Диаграмма 1. Общая динамика нарушений за период 2005 – 2010г.
2005- 2006-
2007- 2008- 2009-
2006 2007 2008 2009 2010
Динамика общих нарушений осанки и сколиоза у учащихся за 2005-2010 г.
Слайд 20
2005- 2006- 2007- 2008-
2009-
2006 2007 2008
2009 2010
Динамика численности в группах здоровья за 2005-2010 г.
Слайд 21III. Профилактика заболеваний.
1. Правильная осанка.
Осанка – привычное положение
тела человека в покое и при движении.
2. Правильная посадка за
партой.
3. Правильное питание (белки, мин. соли, витамины)
4. Правильная походка и удобная обувь
5. Посильная, равномерная физическая нагрузка
6. Тренировка мышц, суставов, связок (Физические упражнения и спортивные игры)
7. Плавание и водные процедуры
8. Массаж – лечебно – профилактическое средство
9. Закаливание
Слайд 23Выводы и рекомендации.
Мы рекомендуем в школах следующие профилактические мероприятия:
включение в
уроки физкультуры элементов лечебной гимнастики
(10-15мин.);
повышать мотивацию учащихся к занятиям
спортом;
строгий контроль учителя за осанкой учеников во время уроков;
необходимо освещать вопросы ношения обуви на высоком каблуке и низкой подошве, разъясняя не только последствия, а также меры профилактики (хождения босиком по камню, песку, скошенной траве, эффективны хождения на внешней стороне стопы, пятках);
питание должно быть сбалансированным (употребление продуктов, содержащих кальций и фосфор);
проведение тематических родительских собраний и классных часов.