Разделы презентаций


Философия Платона и Аристотеля

Содержание

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия Платона и Аристотеля

Философия Платона  и Аристотеля

Слайд 2Платон (427 – 347 гг. до н.э.) крупнейший философ Древней Греции,

ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического

направления в философии.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.)  крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской

Слайд 3Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются

следующие:
-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
-окружающий

мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем

Слайд 5«Единое»
-является основой всякого бытия;
-не имеет никаких признаков (ни начала, ни

конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и

т.д.);
-есть ничто;
-выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
-первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Единое»-является основой всякого бытия;-не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы,

Слайд 6«Ум»
-происходит от «единого»;
-разделен с «единым»;
-противоположен «единому»;
-является сущностью всех вещей;
-есть обобщение

всего живого на земле.

«Ум»-происходит от «единого»;-разделен с «единым»;-противоположен «единому»;-является сущностью всех вещей;-есть обобщение всего живого на земле.

Слайд 7«Душа»
-подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и

«ум – все живое», а также связывает между собой все

вещи и все явления;
-также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
-душа человека (вещи) есть часть мировой души;
-душа бессмертна;
-при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
-постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса
«Душа» -подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает

Слайд 8Гносеология (учение о познании) Платона
Касаясь гносеологии (учения о познании),

Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
поскольку материальный мир

является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Гносеология (учение о познании) Платона Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины

Слайд 9Проблема государства в философии Платона.
Особую роль в своей философии

Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников –

«досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Проблема государства в философии Платона. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично

Слайд 10Значение философии Платона.

Значение философии Платона.

Слайд 11-Историческое значение философии Платона в том, что
впервые философом оставлено целое

собрание фундаментальных произведений;
-положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так

называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
-впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
-были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
-была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
-Историческое значение философии Платона в том, чтовпервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;-положено начало идеализму как крупному

Слайд 12Академия Платона.

Академия Платона.

Слайд 13Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г.

в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529

г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000

Слайд 14В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все

что угодно, но только не самих себя. Глупца можно узнать по

двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. Любимое часто ослепляет любящего. Надежды — сны бодрствующих. Никто не становится хорошим человеком случайно. Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Основа всякой мудрости есть терпение. Платон
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя.

Слайд 15Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода,

ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Аристотель  (384-322 гг. до н.э.)  – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Слайд 16Классификация философии, данная Аристотелем
Философию Аристотель разделил на три вида:
теоретическую,

изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины

различных явлений (получила название «первичная философия»);
практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Классификация философии, данная Аристотелем Философию Аристотель разделил на три вида:теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения

Слайд 17Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
Поскольку бытие не

есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает

вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
сущность (субстанция);
количество;
качество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное

Слайд 18Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель

выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился

на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;
индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.
Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой,

Слайд 19Проблема души и человека в философии Аристотеля.

Проблема души и человека в философии Аристотеля.

Слайд 20Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими

же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако

благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и

Слайд 21Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

Слайд 22-внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение

о «чистых идеях»;
-дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
-выделил 10

философских категорий;
-дал определение бытия через категории;
-определил сущность материи;
-выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
-внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
-внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;-дал материалистическую трактовку происхождения мира

Слайд 23Презентацию подготовила: Жакаева А.Б. ЕМФ (специальность математика 2 курс).

Презентацию подготовила: Жакаева А.Б. ЕМФ (специальность математика 2 курс).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика