Разделы презентаций


Софиология после В. С. Соловьёва

Содержание

Софиология после В. С. СоловьёваС. Н. Булгаков (1871-1944) П. А. Флоренский (1882-1937)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Софиология после В. С. Соловьёва
Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии
Prezentacii.com

Софиология после В. С. СоловьёваМосковский государственный институт международных отношений  Кафедра философииPrezentacii.com

Слайд 2Софиология после В. С. Соловьёва
С. Н. Булгаков (1871-1944)
П. А. Флоренский (1882-1937)

Софиология после В. С. СоловьёваС. Н. Булгаков  (1871-1944) П. А. Флоренский  (1882-1937)

Слайд 3С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания
От марксизма к идеализму: Сборник статей (1903)
Два

града: Исследования о природе общественных идеалов (1911)
Философия хозяйства (1912)


Свет невечерний: Созерцания и умозрения (1917)
Трагедия философии (1920)
Философия имени (1920)

Основные сочинения

С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мирозданияОт марксизма к идеализму: Сборник статей (1903) Два града: Исследования  о природе общественных

Слайд 4С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания
Сущность и типы философии
«Троическая аналогия» и

троичность предложения
История философии как история тринитарных ересей
Учение о Софии
Религиозный

материализм
Понятие Софии
«Тварная София»
Литургический критерий софийности
Софиология хозяйства
Софиология искусства
Софиология пола
Софиология творчества
Софиология власти
Софиология смерти
Софиология истории
С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания Сущность и типы философии «Троическая аналогия» и троичность предложенияИстория философии как история тринитарных

Слайд 5Троично предложение (суждение), в котором следует видеть не просто форму выражения мысли,

но универсальный выразительный акт.
Суждение, оно же грамматическое предложение, онтологической первоосновой сводится всегда к типу:

я есмь нечто.

Сущность и типы философии «Троическая аналогия»

Это – «первосуждение», универсальная форма; как единство трёх членов: подлежащего, сказуемого и связки – оно несёт в себе образ троичности.

Сущностное строение здешнего бытия определяется сущим в нём (особенно – в природе человека и в сфере человеческого духа) образом св. Троицы.

Само существование человека может рассматриваться как суждение – развёрнутое высказывание человека о том, что он есть.

Троично предложение (суждение), в котором следует видеть не просто форму выражения мысли, но универсальный выразительный акт.Суждение, оно

Слайд 6Истинная реальность, скрытая в форме Первосуждения, есть единство, равновесие и равноправие трёх

грамматических начал, понятых как начала онтологические.
Философия в принципе неспособна выразить цельность триединой

реальности и обречена сводить Троицу к единице, избирая часть вместо целого.

Сущность и типы философии История философии как история тринитарных ересей

Она является поэтому или «философией субъекта» (Фихте), или «философией сказуемого» (Гегель), или «философией связки» (Спиноза).

Первосуждение, таким образом, – это универсальная онтологическая структура, «схема сущего», но также и «схема истории философии».

Но философии как таковой (и, следовательно, всякой философской системе) присущ монизм, утверждение единственного верховного начала.

Истинная реальность, скрытая в форме Первосуждения, есть единство, равновесие и равноправие трёх грамматических начал, понятых как начала

Слайд 7Акт творения есть поднятие укона в меон творческим актом Бога.
Но хотя и

после Бога и по Его воле, материя есть также творческое начало: её

ключевые определения – «Земля» и «Мать».

Учение о Софии Религиозный материализм

На вершине своего рождающего и творческого усилия Земля-мать потенциально является «Богоземлёй» и Богоматерью.

Мир сотворён из «ничто», но следует различать абсолютное ничто (укон) и относительное ничто (меон).

В своём онтологическом существе материя есть меон.

«Укон» (греч. ουχόν) – абсолютное ничто, всецелая противоположность бытия.

«Меон» (греч. μηόν) – относительное ничто, небытие, чреватое бытием.

Акт творения есть поднятие укона в меон творческим актом Бога.Но хотя и после Бога и по Его

Слайд 8София («Премудрость Божия») – «идеальный первообраз» мира в Боге.
София – не только

первообраз тварного бытия в целом, но и собрание первообразов каждой из вещей и

каждого из явлений мира.

В ней неотъемлемо присутствует аспект множественности и единства множества: она есть всеединство.

В то же время это не просто всеединство или мир идей, но всегда – их персонификация, олицетворение.

Учение о Софии Понятие Софии

София («Премудрость Божия») – «идеальный первообраз» мира в Боге.София – не только первообраз тварного бытия в целом,

Слайд 9Учение о Софии «Тварная София»
Под софийностью понимается свойство причастности отдельного явления или всего

тварного мира Софии как своему идеальному первообразу.
«Софийность» вообще есть некий гармонический лад

вещей, принцип закономерности и сообразности, «универсальная связь мира», противостоящая «несофийным» тенденциям вражды, хаоса, распада.

Главные имена или дефиниции Софии суть Благо, Истина и Красота.

Учение о Софии «Тварная София»Под софийностью понимается свойство причастности отдельного явления или всего тварного мира Софии как

Слайд 10Поскольку церковная молитва – не об идеальном, а именно о

грешном и падшем мире, темами софиологии оказываются:
его нужды (труд, хозяйство),
«Тварная

София» Литургический критерий софийности

и узы (семья, власть).

Не чуждо софийности всё то, «за что можно молиться», что благословляет и освящает Церковь в своём богослужении.

узловые вехи земного существования (рождение, продолжение рода, смерть),

Поскольку церковная молитва – не об  идеальном, а именно о грешном и падшем  мире, темами

Слайд 11«Тварная София» Софиология хозяйства
В своём истоке хозяйство не порождено лишь падшим состоянием

мира, существует и «райское хозяйство» как бескорыстный любовный труд человека над природой для

её познавания и усовершенствования, раскрытия её софийности».

Однако в падшем состоянии мира смысл и мотивы хозяйства радикально меняются: оно требует теперь усилия и является тяжким бременем, служит не раскрытию софийности, а нужде человека.

Но оно сохраняет «низшие формы софийности»: в своей хозяйственной функции человек утверждает своё центральное, главенствующее место в мироздании, что соответствует его софийному первообразу.

«Тварная София» Софиология хозяйстваВ своём истоке хозяйство не порождено лишь падшим состоянием мира, существует и «райское хозяйство»

Слайд 12«Тварная София» Софиология искусства
Если «райское хозяйство» и «райское искусство» тождественны (эта синтетическая активность

именуется теургией), то в падшем модусе они утрачивают важные (но противоположные) свойства

теургии и становятся как бы дополнительными друг другу.

Хозяйство, сохраняя способность действенного изменения мира, утрачивает ориентир софийности – способность созерцания красоты; искусство сохраняет способность видеть софийность, но утрачивает возможность её осуществить.

Его отношение к Софии выражается понятием Эроса: это – влечение, стремление, которое, однако, никогда не достигает полного соединения со своим предметом, в чём и заключается «трагедия искусства».

«Тварная София» Софиология искусстваЕсли «райское хозяйство» и «райское искусство» тождественны (эта синтетическая активность именуется теургией), то в

Слайд 13софиология творчества
и софиология власти.
«Тварная София» Софиология пола
«Мужское» и «женское» – два универсальных софийных принципа, на

базе которых развиваются, в частности,
Двуполость присуща тварному бытию вне зависимости от

грехопадения, хотя в падшем состоянии она и «затемняется» привнесением похоти.
софиология творчестваи софиология власти.«Тварная София» Софиология пола«Мужское» и «женское» – два универсальных софийных принципа, на базе которых

Слайд 14дара гениальности –
и дара талантливости –
«мужской» способности зачатия, открытия новых идей,
«женской» способности вынашивать, развивать уже данные

идеи.
«Тварная София» Софиология творчества
Творчество возникает из соединения

дара гениальности –и дара талантливости –«мужской» способности зачатия, открытия новых идей,«женской» способности вынашивать, развивать уже данные идеи.«Тварная

Слайд 15к господству
и к подчинению
(«мужского» начала)
(«женского» начала).
«Тварная София» Софиология власти
Власть – это единство заложенных в

человеческой природе противоположных стремлений:

к господствуи к подчинению(«мужского» начала)(«женского» начала).«Тварная София» Софиология властиВласть – это единство заложенных в человеческой природе противоположных

Слайд 16умирание –
и смерть –
дурную, безысходную длительность, застывший миг смертного страдания,
истинное завершение нашего существования, «законченность, исход

и освобождение от умирания».
«Тварная София» Софиология смерти
Необходимо различать

умирание –и смерть –дурную, безысходную длительность, застывший миг смертного страдания,истинное завершение нашего существования, «законченность, исход и освобождение

Слайд 17«Тварная София» Софиология истории
София тварная не есть неподвижный атрибут: она раскрывается, развёртывается, то

есть имеет характер процесса; динамический аспект софийности выявляется через различие между «образом»

и «подобием».

Софийность как целокупная причастность человека Богу есть вместе и образ – сходство по некоторым неизменным признакам, и подобие – развёртывание образа до отождествления с Первообразом.

Это соединение мира со своим Божественным Первообразом есть «ософиение» – Богочеловеческий процесс, в центре которого стоит Церковь и который в перспективе должен охватить всю Вселенную.

«Тварная София» Софиология историиСофия тварная не есть неподвижный атрибут: она раскрывается, развёртывается, то есть имеет характер процесса;

Слайд 18П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика
Столп и утверждение истины: Опыт православной

теодицеи в двенадцати письмах (1914)
У водоразделов мысли (Черты конкретной

метафизики) (1918)
Иконостас (1920-е гг.)
Мнимости геометрии (1922)

Основные сочинения

П. А. Флоренский (1882-1937)   Конкретная метафизикаСтолп и утверждение истины:  Опыт православной теодицеи  в двенадцати письмах

Слайд 19П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика
Конкретная метафизика
Философский символизм
Гносеология

символизма
Пан-Символ
Дискретный характер реальности и уровни смысловой выразительности
Концепция пространства

и пространственное понимание бытия
Эстетика
Искусство и культ
Прямая и обратная перспектива
П. А. Флоренский (1882-1937)   Конкретная метафизика Конкретная метафизика Философский символизм Гносеология символизмаПан-Символ Дискретный характер реальности и уровни

Слайд 20Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет всегда

выражен в чувственном – явлен пластично и зримо.
Феномен и ноумен выражают

друг друга, образуя нераздельное двуединство, которое есть символ.

Конкретная метафизика Философский символизм

Вся реальность состоит из символов. Символ совмещает в себе «природное» и «духовное»; реальность едина, она повсюду, в любом своём элементе и чувственна, и духовна.

Конкретность означает не отсутствие духовного предмета, но именно конкретный характер духовного предмета, обретаемый им за счёт его непременной воплощённости в чувственном.

Но нет и чисто эмпирических явлений, ибо всякое явление есть выявление духовной сущности – чувственный облик определённого ноумена.

Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет всегда выражен в чувственном – явлен

Слайд 21Конкретная метафизика Философский символизм
Бытие, которое больше самого себя, – таково основное

определение символа.

Конкретная метафизика Философский символизмБытие, которое больше самого себя, –  таково основное определение  символа.

Слайд 22При таком подходе иначе понимаются и цели познания:
а на выявление фундаментальных, первичных

символов, из которых складывается данная область.
Конкретная метафизика Гносеология символизма
Эти первичные символы выделяются среди

других символов своей простотой и элементарностью, за счёт которых они и обретают общность и универсальность.

В любой сфере познание означает раскрытие символической природы явлений, узрение ноумена в феномене, так что принципиальные различия между родами знания исчезают.

оно должно быть направлено не на открытие отвлечённых законов, «управляющих» разными сферами реальности,

При таком подходе иначе понимаются и цели познания:а на выявление фундаментальных, первичных символов, из которых складывается данная

Слайд 23Этот Пан-Символ, с одной стороны, не есть простая сумма сущего, а

есть единое целое с собственным ноуменальным содержанием,
Его внутренняя организация предполагает, таким

образом, тождество частей целому, то есть образует всеединство.

Конкретная метафизика Пан-Символ

Всеединство есть вообще принцип внутренней формы символической реальности.

Реальность в целом также составляет единый символ.

а, с другой стороны, есть собирательное целое (не единство, а множество), поскольку объемлет и содержит в себе все символы.

Этот Пан-Символ, с одной стороны, не есть простая сумма сущего, а есть единое целое с собственным ноуменальным

Слайд 24Иными словами реальность состоит из дискретных элементов.
В мире явлений существуют

градации, ступени символичности, которые также не непрерывны, а дискретны.
Конкретная метафизика Дискретный характер реальности
Реальность

«многослойна»: в Бытии-Космосе выделяется ряд «пластов», различающихся по степени выявленности ноуменов в феноменах.

Реальность должна, таким образом, пониматься как состоящая из элементов, каждый из которых представляет собой отдельную и законченную цельность.

Поскольку здешний мир нельзя отождествлять с полнотой и совершенством бытия, феномен может не в совершенстве выражать собой ноумен.

Иными словами реальность  состоит из дискретных элементов.В мире явлений существуют градации, ступени символичности, которые также не

Слайд 25И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их друг

с другом.
Ноуменальное пространство не является копией эмпирического пространства, но оно

и не абсолютно иное: ноуменальный мир есть мир «обращённый» («мнимый»).

Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия

Обе стороны символа: и чувственная, и умнáя – получаются одна из другой выворачиванием наизнанку.

Пустое, бескачественное пространство, независимое от вещества, есть всего лишь абстракция, лишённая истинного существования.

Существует особое пространство, отличное от пространства чувственных вещей и служащее вместилищем ноуменального.

И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их друг с другом.Ноуменальное пространство не является

Слайд 26Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия
Если переднюю сторону плоскости мы видим, то

о задней только знаем. Но отвлечённо знать о некотором наглядном образе, сущность

которого – именно в его наглядности, это значит иметь восприятие его каким-то иным, не зрительным, способом, но с коррективом на зрительность через отвлечённое понятие или через образ воспоминания. Действительность есть в этом смысле воплощение отвлечённого в наглядный материал, из которого и было получено отвлечённое; а мнимость – это воплощение того же самого отвлечённого, но в наглядном материале инородном. <…> В этом смысле и надлежит говорить о понятиях ощущений, как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого…

П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».

Конкретная метафизика Пространственное понимание бытияЕсли переднюю сторону плоскости мы видим, то о задней только знаем. Но отвлечённо

Слайд 27Поэтому особый характер, тесно связанный с культом, приобретает всякая активность,

затрагивающая границу миров: смерть, сновидения, мистический экстаз и т.п.
Искусство, таким

образом, оказывается под эгидой культа.

Эстетика Искусство и культ

Иконопись сущностно едина с онтологией: обе области – одна в слове, другая в изображении – дают выявление незримых духовных сущностей.

Ключевой момент в устройстве символической реальности – это отношение её двух миров, подлежащее ведению культа.

В более широком понимании пограничной активностью следует полагать и всякое творчество, поскольку оно направлено на раскрытие смысловой стороны явлений.

Поэтому особый характер, тесно связанный  с культом, приобретает всякая активность,  затрагивающая границу миров:  смерть,

Слайд 28Эстетика Прямая и обратная перспектива
К. Брюллов. «Наездница» (1832, Третьяковская галерея).
Двум основным

видам миропонимания:
«возрожденческому»
и «средневековому» –
соответствуют два типа художественного

изображения:
прямая
Эстетика Прямая и обратная перспектива К. Брюллов. «Наездница» (1832, Третьяковская галерея).Двум основным видам миропонимания:«возрожденческому»и «средневековому» –

Слайд 29Эстетика Прямая и обратная перспектива
«Крещение» (30-ые гг. XV в., Тверская школа)
Двум

основным видам миропонимания:
«возрожденческому»
и «средневековому» –
соответствуют два типа

художественного изображения:
прямая
и обратная перспектива.
Эстетика Прямая и обратная перспектива «Крещение» (30-ые гг. XV в., Тверская школа)Двум основным видам миропонимания:«возрожденческому»и «средневековому» –

Слайд 30Эстетика Прямая и обратная перспектива
Евклидово пространство однородно, изотропно, непрерывно, связно, бесконечно

и безгранично; поэтому оно не пригодно для символизации глубинной, прерывной, многосвязной, замкнутой

и иерархичной реальности.
Эстетика Прямая и обратная перспектива Евклидово пространство однородно, изотропно, непрерывно, связно, бесконечно и безгранично; поэтому оно не

Слайд 31Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика