Слайд 1Дисперсия света
Урок изучения нового материала
11 класс
Учитель физики
Тулюпа Ираида Борисовна
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17» города Рязани
Слайд 2Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна
неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката, семицветная дуга
радуги.
Как можно объяснить удивительное
многообразие красок в природе?
Слайд 3Цель урока:
дать понятие о дисперсии света
объяснить дисперсию с точки зрения
электромагнитной теории
объяснить происхождение цветов окружающих нас тел
Слайд 4Исаак Ньютон –
английский физик и математик
занимаясь усовершенствованием телескопов, обратил
внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено
(1643
-1727)
Слайд 5Опыт И. Ньютона
Проходя через призму солнечный свет преломлялся и давал
на стене изображение с радужным чередованием цветов
Слайд 6Спектральный состав света
Первым на спектральный состав света обратил внимание Исаак
Ньютон.
Ученый выяснил, что радужная полоска образовалась благодаря разным величинам отклонения лучей различных цветов, т.е. лучей с различными длинами волн.
Так Ньютоном была открыта дисперсия света.
Слайд 7Радужная полоска - спектр
от латинского «spectrum»- вúдение
Каждый охотник
желает знать
где
сидит
фазан
Слайд 8
Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на стене только красное
пятно.
Волна одного цвета –
монохроматическая
Слайд 9
Закрыв отверстие синим стеклом, Ньютон наблюдал на стене только синее
пятно
Волна одного цвета –
монохроматическая
Слайд 10
Каждой цветности соответствует своя длина и частота волны
Слайд 11Длины волн монохроматического света
Слайд 12Опыт И. Ньютона
Объяснение дисперсии света
Слайд 13Разная степень преломляемости связана с разной скоростью распространения света разных
частот в данной среде.
Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний
(или длины волны) называется дисперсией.
Вследствие различной степени преломляемости разных монохроматических цветов пучок белого света разлагается призмой в спектр.
Слайд 14Синтез белого света
с помощью призм
Собрав линзой вышедшие из призмы
цветные пучки, Ньютон получил на белом экране вместо окрашенной полосы
белое изображение отверстия
Слайд 15Выводы из опытов Ньютона:
призма не изменяет свет, а лишь разлагает
его на составные части;
белый свет как электромагнитная волна состоит из
семи монохроматических волн;
световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости;
наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, меньше других - красные;
красный свет имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый - наименьшую, поэтому призма и разлагает свет.
Слайд 16Дисперсией объясняются
многие явления природы:
Радуга
Цвета непрозрачных тел
Цвета прозрачных тел
Игра драгоценных
камней
Слайд 17Радуга
Радуга –это спектр солнечного света
Он образован разложением белого света в
каплях дождя
Из дождевых капель под разными углами преломления выходят широкие
разноцветные пучки света
Наблюдатель, находясь вне зоны дождя, видит радугу на фоне облаков, освещаемых солнцем, на расстоянии 1 – 2 км
Условия возникновения
радуги:
1.Радуга появляется, только когда
выглянуло из-за туч солнце и
только в стороне, противоположной
солнцу.
2.Радуга возникает, когда солнце
освещает завесу дождя.
3.Радуга появляется при условии, что
угловая высота солнца над
горизонтом не превышает 42º
Слайд 18В водяной капле
происходят оптические явления:
Преломление света
Дисперсия
света
Отражение света
Слайд 19Цвет непрозрачных предметов
Многообразие цветов и оттенков в окружающем нас
мире объясняет явление дисперсии.
При
взаимодействии с различными телами лучи света разного цвета по-разному отражаются и поглощаются этими телами.
Тела, окрашенные в белый цвет, отражают лучи света разных частот одинаково хорошо.
Тела, окрашенные в черный цвет, поглощают лучи света разных частот одинаково хорошо.
Непрозрачные тела окрашиваются в тот цвет, лучи света которого они хорошо отражают.
Слайд 20Цвет прозрачных тел
Цвет прозрачного тела определяется составом того света, который
проходит через него.
Если прозрачное тело равномерно поглощает лучи всех цветов,
то в проходящем белом свете оно бесцветно, а при цветном освещении имеет цвет тех лучей, которыми освещено.
При пропускании белого света через окрашенное стекло оно пропускает тот цвет, в который окрашено.
Это свойство используется в различных светофильтрах.
Слайд 21Игра драгоценных камней
Явлением дисперсии при многократном преломлении света
объясняется игра драгоценных камней
Драгоценные камни нам кажутся
цветными, так как содержащиеся в них примеси поглощают некоторые составляющие белого света
Слайд 22Выводы:
Дисперсия – явление разложения белого света в спектр
Белый свет –
сложный, состоит из семи монохроматических цветов.
Показатель преломления среды зависит
от цвета света
Свет с разными длинами волн распространяется в среде с разными скоростями: фиолетовый с наименьшей, красный - наибольшей
Слайд 23Закрепление
изученного материала
«Светофор»
Используя цветные кружки, выберите правильный
ответ.
Слайд 241. Как называется зависимость показателя преломления от частоты колебаний или
длины волны?
Дисперсия
Интерференция
Дифракция
Проверь себя
Слайд 252. На призму направили световой пучок малого поперечного сечения. Световой
пучок преломляется призмой и падает на экран. Какая картина будет
наблюдаться на экране?
Темное пятно
Светлое пятно
Спектр
Проверь себя
Слайд 263. Что можно сказать о скорости распространения электромагнитных волн разных
частот в вакууме?
Красный свет имеет наибольшую скорость
Фиолетовый цвет имеет наименьшую
скорость
Электромагнитные волны распространяются в вакууме с одинаковой скоростью 300000 км/с
Проверь себя
Слайд 274. Наблюдение за гиацинтовым арой ведется в белом свете, через
красный и синий светофильтры. При
каком наблюдении птицу можно лучше рассмотреть?
Через красный светофильтр
Через синий светофильтр
В белом свете
Проверь себя
Слайд 285. Какое физическое явление лежит в основе образования радуги?
Интерференция
Дисперсия
Дифракция
Проверь себя
Слайд 29Объясните результат опыта со спектральным кругом
Слайд 30Домашнее задание:
Учебник § 66 учить
Отвечать на вопросы с. 206
устно
Задачник (Рымкевич) № 1080 решить