Слайд 1Характеристика твердых тел.
Кристаллы.
Подготовили преподаватели:
физики- Андрусенко Н.А.;
химии - Манохина
Е.А.
Уральск, 2016 г
КС и НТ
Слайд 2Алмаз и графит не похожи на вид –
В природе встречается
чаще графит,
С алмазом, увы, не везёт…
Графита немало, но редок алмаз
…
А почему? Может, знает весь класс?
Слайд 3Какие состояния веществ вы знаете?
(Твердое, жидкое, газообразное)
В
чем отличие в строении жидкостей и твердых тел?
(Твердые тела имеют
кристаллическое строение. Вода. Твердое состояние – лед. Жидкое состояние – вода. Газообразное состояние - пар.)
Какими свойствами обладают тела в твердом состоянии?
(Твердое: притяжение, сохраняет объем и форму, высокая температура плавление, наличие кристаллической решетки. )
Приведите примеры твердых тел.
(Лёд, доска, карандаш, кирпич)
В чем заключается отличие физических свойств различных тел.
(Строение, тип кристаллической решетки, t пл., t кип.)
Слайд 4Кристаллы изумруда
И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И
простого кальцита премудрость
- Лишь они не обманут ни разу.
В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.
Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой,
С нашей бренностью - в вечности звенья.
Виктор Слётов
Слайд 5Застыла капелька смолы янтариком прозрачным меж корней сосны высокой.
Остановилось Солнышко
на ней своим горячим и весёлым, ярким оком.
И, тёплую от
ласковых лучей, её в ладони осторожно приняла я…
Из капельки смолы – янтарь родится! Мне от тепла её почудилось: она – живая,
И аромат смолы защекотал мне ноздри… О дух хмельной лесного края!
Как в смрадных улиц тесноте тебя я часто вспоминаю!
Настоян ты на травах и цветах, и на зелёной вечно хвое.
Как мне легко тебя вдыхать, все клеточки наполнились тобою!
И, запрокинув голову, гляжу, как в вышине сплетают сосны свои кроны,
И невесомо облака плывут по ним, как стаи лебедей в волнах сине-зелёных…
Мне так светло, такой в душе простор – я целый Мир могу вместить в неё.
И хочется обнять мне всех людей и сердце им отдать своё! Юлия Владова
Янтарь
Слайд 6Кристаллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально —лед, в дальнейшем —горный хрусталь, кристалл) — твёрдые
тела, в которых атомы расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку —кристаллическую
решетку.
Слайд 7Свойства кристаллических тел
1.Температура плавления постоянна.
2.Имеют кристаллическую решетку
3.Каждое вещество имеет
свою температуру плавления.
4.Анизотропны (механическая прочность, оптические, электрические, тепловые свойства).
Слайд 8Кристаллы – это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают
определенное упорядоченное положение в пространстве.
Кристаллы могут иметь форму различных
призм и пирамид в основании которых могут лежать правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник.
Форма кристалла – правильные многогранники, с постоянными узлами между плоскими гранями для каждого вещества.
В кристаллических телах атомы, молекулы или ионы расположены в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку.
Слайд 9Типы кристаллических решеток
В узлах
атомы
Крепкие
ковален
тные
связи
C, Si , B,
AL2O3
Si O2
В узлах молекулы
Ковалентная
полярная и не
полярная связи
(О2, CL2)
(H2O,
HCL)
В узлах
чередуются
(+) и (-)
ионы
Ионная связь
Соли – NaCL,
KF, оксиды, гидроксиды
Типичных
металлов
Металлы, ионы, атомы, а в
промежутках электроны
Металлическая связь
Na, K, Ca
Слайд 11Поликристаллы - это твёрдые тела, состоящие из большого числа кристаллов, беспорядочно
ориентированных друг относительно друга(сталь, чугун …)
Монокристаллы - одиночные кристаллы (кварц, слюда…)
Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией.
Но монокристаллы в природе встречаются редко. Такой кристалл можно вырастить в искусственных условиях.
Слайд 12Выступление группы экспериментаторов, получивших задание вырастить кристалл поваренной соли.
Слайд 13Внутри кристалла расстояния между атомами в разных направлениях разные, поэтому
и взаимодействия между атомами различны. Давайте подумаем, к чему это
приводит.
Еще раз посмотрим на модель решетки графита
Слайд 14Анизотропия – различие в физических свойствах от выбранного в кристалле направления
Например,
кусок слюды легко расслаивается в одном направлении, кристалл графита (легко
расслаивается на чешуйки), древесина(расслаивается)
А здесь сахар в трех состояниях: сахарный песок, сахар-рафинад, и сахарный леденец.
Есть ли среди этих образцов монокристаллы?
(Ответ: сахарный песок).
Есть ли среди этих образцов поликристалл?
(Ответ: сахар-рафинад).
Можем ли мы утверждать, что леденец имеет правильную форму? Есть ли у него плоские грани?
(Ответ: нет).
Слайд 15
В отличие от кристаллов сахарный леденец может и раскалываться и
размягчаться, постепенно переходя в жидкое состояние, при этом меняя форму.
Все аморфные тела – это вещества, атомы которых расположены в относительном порядке, нет строгой повторяемости пространственной структуры.
Следствием этого является изотропия – одинаковые физические свойства по разным направлениям
Слайд 16Аморфные тела - это твёрдые тела, где сохраняется только ближний порядок
в расположении атомов
Выступление экспериментатора:
Если в воронку бросить кусок парафина и
оставить в тёплой комнате, то через несколько недель увидим, что парафин принял форму воронки и даже начал вытекать из неё.
Вывод: аморфное тело ведёт себя как очень густая и вязкая жидкость.
Слайд 17Свойства аморфных тел.
1. Не имеют постоянной температуры плавления.
2.
Не имеют кристаллического строения.
3. Изотропны.
4. Обладают текучестью.
5.
Имеют только «ближний порядок» в расположении частиц.
6. Способны переходить в кристаллическое и жидкое состояние.
Слайд 18Дать характеристику кристаллических и аморфных тел по таблице
Слайд 19Шоколад –
одно из самых распространенных кондитерских изделий. Он содержит
жиры, белки, углеводы, дубильные вещества, алкалоиды кофеин и теобромин.
Готовят
его на основе какао-продуктов.
Слайд 20Шоколад чувствителен к колебаниям температуры, поэтому рекомендуется хранить его при температуре
около 180С. При нагревании происходит жировое поседение шоколада: он покрывается
серым налетом. Это содержащиеся в шоколаде жиры проступают на его поверхности. При температуре ниже 180С происходит сахарное поседение шоколада, вызванное конденсацией паров воды и частичным растворением сахарозы, содержащейся в шоколаде.
После испарения влаги кристаллики сахарозы образуют белый налет на поверхности шоколада.
Слайд 21Применение кристаллов.
оптические приборы.
ювелирные украшения
обработка поверхностей
управление лазерным
лучом
машиностроение
компьютеры и мобильные телефоны
аудио-и видеотехника
трансформация одного вида энергии
в другую
буровые инструменты
контрольно-измерительные приборы
алмазные подшипники
опорные камни для часов.
Слайд 22Применение аморфных тел
изделия технического назначения
изделия медицинского назначения
клеи и герметики
ювелирные украшения
автокосметика
товары бытового назначения
строительство (стекло)
для изготовления ламп, элементов солярия (кварц)
продукты питания
(шоколад).
Слайд 23
Тест по теме «Кристаллы и аморфные тела»
1.Какое из перечисленных
свойств характерно для кристаллических тел?
А.Существование определенной температуры плавления.
Б. Изотропность. В. Отсутствие определённой температуры плавления.
2.Какое из перечисленных свойств характерно только для аморфных тел?
А. Анизотропность. Б. Существование определённой температуры плавления.
В.Отсутствие определённой температуры плавления.
3.Что называется анизотропией кристаллов?
А. Зависимость физических свойств от направления внутри кристалла.
Б.Одинаковость физических свойств по всем направлениям.
В.Хорошая теплопроводность внутри кристалла.
4. Что можно сказать об изменении температуры в процессе плавления кристаллического тела?
А. Температура остается постоянной. Б. Температура увеличивается.
В. Температура может быть любой.
5.Что такое монокристалл?
А. Тело, имеющее правильную геометрическую форму и ограниченное естественными плоскими гранями.
Б. Частица вещества, имеющая правильную геометрическую форму. В. Твердое тело, состоящее из одного кристалла
Слайд 25Кроссворд «Кристаллические и аморфные тела»
Вопросы:
1.Твердое тело, состоящее из большого числа
кристаллов, беспорядочно ориентированных друг относительно друга.
2.Тело, у которого нет
строгого порядка в расположении атомов.
3.Зависимость физических свойств от направления внутри кристалла.
4.Ледяной кристалл.
5.Аморфное вещество, широко используемое при строительстве.
6.Аморфное вещество природного и искусственного происхождения.
7.Самое твердое в природе вещество, драгоценный камень.
8.Твердое тело, частицы которого образуют упорядоченную периодическую структуру.
9.Одиночный кристалл.
10.Мягкий минерал матово-черного цвета.
11.Одинаковость физических свойств среды по всем направлениям.
12.Искусственный материал, используемый в ювелирном деле.
13.Основоположник структурной кристаллографии.
14.Существование веществ одинакового химического состава в нескольких кристаллических модификациях, отличающихся физическими свойствами.
15.Ископаемая смола, поэтическое название «слезы моря», «дары солнца».
Если все слова вами отгаданы правильно, то в выделенных клетках получится слово, обозначающее науку о кристаллах.
И К
Р И С Т А Л Л
А М О Р Ф Н О Е
А Н И З О Т Р О П И Я
С Н Е Ж И Н К А
С Т Е К Л О
С М О Л А
А Л М А З
К Р И С Т А Л Л
М О Н О К Р И С Т А Л Л
Г Р А Ф И Т
И З О Т Р О П И Я
Ф И А Н И Т
Ф Е Д О Р О В
П О Л И М О Р Ф И З М
Я Н Т А Р Ь
Слайд 27 Домашнее задание:
§7.1(слайд 26)
Задание для желающих: вырастить кристаллы из
раствора медного купороса или других солей. Более подробные указания вы
найдете на сайте class-fizika.narod.ru
I группа. «Жидкие кристаллы» (изучить различные источники информации и приготовить краткий рассказ о жидких кристаллах).
II группа. «Кристаллы в ПК» (вспомнить устройство системного блока компьютера и ответить на вопрос «Нет ли в нем устройств, имеющих в своей основе кристалл», если есть, то какие кристаллы применены и в каких устройствах).
III группа. «Знаменитые» алмазы» (приготовить обзор о самых знаменитых алмазах).
Кого заинтересовал материал, можете прочитать книги, которые читали ваши одноклассники и более подробно ознакомиться с материалом.