Разделы презентаций


Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома

Содержание

Тип урока: урок изучения нового материалаЦель урока: через анализ фундаментальных исторических опытов подвести учащихся к пониманию квантовой природы атомной системыЗадачи урока:Познакомить учащихся с историей развития взглядов на строение атома, с фундаментальными

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В

единой горсти – бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк (1757-1827)

“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”.
(Козьма Прутков.)

Тема урока: Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав ядра.

Учитель физики сш № 31 пос. Жалагаш, Кызылординская область, Казахстан Иванченко Галина Николаевна.

2014 г

В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир – в зерне песка,В единой горсти – бесконечностьИ небо - в

Слайд 2Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: через анализ фундаментальных

исторических опытов подвести учащихся к пониманию квантовой природы атомной системы
Задачи

урока:
Познакомить учащихся с историей развития взглядов на строение атома, с фундаментальными опытами Резерфорда.
формировать у учащихся научное мировоззрение, умение выделять и описывать физические явления, строить гипотезы.
Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материалы, развивать монологическую речь.
Показать роль крупных ученых в развитии науки.
Методы обучения:
Репродуктивные методы;
Демонстрации и материалы к уроку: ЭУ-8 класс, М-3, ЭУ-11 кл, модуль «Атомная физика», презентации, видеоролики.

Тип урока: урок изучения нового материалаЦель урока: через анализ фундаментальных исторических опытов подвести учащихся к пониманию квантовой

Слайд 3Вспоминаем
Как происходило развитие взглядов на строение атома?
Опыт Резерфорда
К какому выводу

привели Резерфорда результаты проделанных опытов?

ВспоминаемКак происходило развитие взглядов на строение атома?Опыт РезерфордаК какому выводу привели Резерфорда результаты проделанных опытов?

Слайд 41899г- Эрнест Резерфорд
Вывод: отклонение в разные стороны лучей свидетельствовало о

разных знаках электрических зарядов.

1899г- Эрнест РезерфордВывод: отклонение в разные стороны лучей свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов.

Слайд 61903Г – ДЖОЗЕФ ТОМСОН
Атом представляет шар по всему объему которого

распределен положительный заряд, а внутри этого шара находятся электроны. Электроны

могут совершать колебательные движения
1903Г – ДЖОЗЕФ ТОМСОНАтом представляет шар по всему объему которого распределен положительный заряд, а внутри этого шара

Слайд 81911 г- Эрнест Резерфорд
Зондировать атом альфа–частицами.
Альфа-частицы возникают при распаде радия.


Масса альфа-частицы в 8000 раз больше массы электрона.
Электрический заряд альфа-частицы

в 2 раза больше заряда электрона.
Скорость альфа-частицы около 15 000 км/с.
Альфа-частицы является ядром атома гелия.

Идея опыта Резерфорда:

1911 г- Эрнест РезерфордЗондировать атом альфа–частицами.Альфа-частицы возникают при распаде радия. Масса альфа-частицы в 8000 раз больше массы

Слайд 9Схема опыта Резерфорда

Схема опыта Резерфорда

Слайд 12Вывод из опыта: Положительный заряд атома сосредоточен в очень малом

объёме в центре атома!

Вывод из опыта: Положительный заряд атома сосредоточен в очень малом объёме в центре атома!

Слайд 13Модель атома Резерфорда (планетарная)





В центре атома находится положительно заряженное ядро, а

вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.

Модель атома Резерфорда (планетарная)В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.

Слайд 141. Так как масса электронов мала, они не могут заметно

изменить траекторию движения альфа-частиц.
2. Заметное рассеивание альфа-частиц может вызвать только

положительная часть атома и лишь в том случае, если она сконцентрирована в очень малом объёме.

Противоречие модели Томсона с экспериментом:

1. Так как масса электронов мала, они не могут заметно изменить траекторию движения альфа-частиц.2. Заметное рассеивание альфа-частиц

Слайд 15




АТОМ
Состоит из ядра


Вокруг ядра вращаются

электроны





АТОМСостоит из ядра

Слайд 16В ядре находятся
Протоны
p
Нейтроны
n

+
не имеют заряда
В 1932 году Чедвик открыл нейтрон, масса нейтрона

больше массы протона
В ядре находятсяПротоны   pНейтроны    n +не имеют зарядаВ 1932 году Чедвик открыл

Слайд 18Электрон заряжен
отрицательно
Заряд электрона равен


е = -1,6 10

¯ Кл


19

Заряд протона равен

по модулю заряду электрона

Электрон заряженотрицательно Заряд электрона равен            е

Слайд 19В нормальном состоянии атом
нейтрален.
∑ +p = ∑ -e

qэл=-Ze
Если атом теряет один

электрон, то

он становится положительным ионом

Если атом присоединяет электрон, то

он становится отрицательным ионом.

В нормальном состоянии атомнейтрален.∑ +p = ∑ -e         qэл=-ZeЕсли

Слайд 20Z- заряд ядра = порядковому номеру

химического элемента.


А –массовое число.

А=Z+N

полное число нуклонов в ядре.

N=А - Z

число нейтронов

Изотопы:

Z- заряд ядра = порядковому номеру

Слайд 21Результаты опыта:
При отсутствии на пути α-частиц фольги на экране возникал

светлый кружок, вызванный тонким пучком α-частиц.
Когда на пути пучка альфа-частиц

помещали фольгу, пятно на экране не изменилось.
Подавляющая часть α-частиц проходит сквозь фольгу без отклонения.
Небольшая часть α-частиц отклоняется на значительные углы.
Одна α-частица из 20 000 отклонилась на углы больше 90 º
Одна из 70 000 α-частиц отклонилась на 180º (вернулась обратно )

Результаты опыта:При отсутствии на пути α-частиц фольги на экране возникал светлый кружок, вызванный тонким пучком α-частиц.Когда на

Слайд 22Выводы из опыта по рассеиванию альфа-частиц Резерфорда:
1. Существует атомное ядро,


т.е. тело малых размеров, в котором сконцентрирована

почти вся масса атома и весь положительный заряд.
2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.
3. Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательные частицы- электроны.
4. отрицательный заряд всех электронов распределён по всему объёму атома.

Ядерная модель атома:

Выводы из опыта по рассеиванию альфа-частиц Резерфорда:1. Существует атомное ядро,   т.е. тело малых размеров, в

Слайд 23Выводы:
В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого

вращаются по определенным орбитам электроны.
Основная масса атома сосредоточена в ядре

m ядра = 99,4% m атома.
диаметр атома = 10 –10 м
диаметр ядра ~ 10-14 - 10 – 15 м
Атом электрически нейтрален – абсолютное значение суммарного отрицательного заряда электронов равно положительному значению заряда ядра.
q ядра = +Z e ;


Планетарная модель атома

Выводы: В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются по определенным орбитам электроны.Основная масса атома

Слайд 24Это важно запомнить:
В состав ядра входят положительные протоны и

неимеющие заряда нейтроны;
Количество протонов равно числу электронов;
В целом атом нейтрален.

Это важно запомнить: В состав ядра входят положительные протоны и неимеющие заряда нейтроны;Количество протонов равно числу электронов;В

Слайд 25Недостаток планетарной модели атома:
Нельзя объяснить факт существования атома;
Нельзя объяснить

устойчивость атома.

Недостаток  планетарной модели атома:Нельзя объяснить факт существования атома; Нельзя объяснить устойчивость атома.

Слайд 26Вопросы на закрепление:
1. В чём заключается сущность модели Томсона?
2. В

чём заключалась идея опыта Резерфорда?
3. Объясните по схеме опыт Резерфорда

по рассеиванию альфа-частиц. (Схема экспериментальной установки Резерфорда.)
4. Объясните причину рассеивания альфа-частиц атомами вещества.
5. В чём сущность планетарной модели атома?
Задание на дом § 53, упражнение 42 (1,2)
Вопросы на закрепление:1. В чём заключается сущность модели Томсона?2. В чём заключалась идея опыта Резерфорда?3. Объясните по

Слайд 27
+ знаю, знал, но забыл


новое

что поразило, удивило

что не понял

+

-

!

?

+   знаю, знал, но забыл

Слайд 28Итог урока
Мир электрона. Быть может, эти электроны-  Миры, где пять

материков, Искусства, знанья, войны, троны  И память сорока веков. Еще, быть может, каждый

атом -  Вселенная, где сто планет,  Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но так же то, чего здесь нет. Их меры малы, но все та же  Их бесконечность, как и здесь,  Там скорбь и страсть, как здесь, и даже  Там та же мировая спесь...
Итог урока  Мир электрона.  Быть может, эти электроны-  Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика