Слайд 1Ломоносов -
художник
Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова
Презентацию
подготовила
Попова Светлана Борисовна,
учитель изоискусства и МХК
МОУ СОШ № 3
г.Каргополь
Архангельская область
Слайд 2
-
- Древнегреческая
- Римская
Мозаика в переводе с греческого –
буквально означает «обиталище, храм муз»
Слайд 3
- Древнерусская
- Византийская
Слайд 4В этом году исполняется 300 лет со дня рождения великого
русского учёного М.В. Ломоносова.
М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской
АН, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.
Основатель Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова.
Слайд 5.
Михаил Васильевич
Ломоносов
8 (19) ноября 1711 г. –
4 апреля
1765 г.
Слайд 6
М.В.Ломоносов
Был замечательным художником, прославившимся своими необычными работами.
Последние пятнадцать
лет своей короткой и насыщенной жизни он посвятил необычной технике
живописи – мозаике.
Слайд 7
Именно наш земляк придумал — как сделать прозрачное стекло цветным.
И из этих цветных стекляшек создавал мозаичные панно, похожие на
живописные картины. Такие картины в то время были предметом роскоши, и использовались в интерьерах богатых домов.
Слайд 8Он параллельно вёл два вида опытов – химических и физических
– над получением цветных стёкол
Слайд 9Ломоносов говорил: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют.
Обои общею пользою согласно служат»
Слайд 10Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено
было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском
острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками — художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов. Ломоносов М.В. (визит Екатерины 2)
Слайд 11Имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший
срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин,
по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Мозаика Ломоносовской мастерской
Слайд 12Профессор химии и советник Академии
г-н Михаил Ломоносов начал изготовлять
удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков,
какие только можно придумать,
резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил в мозаике образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения
1734г. Ломоносов, обучается несколько месяцев в Киеве.
Киев- мать городов русских.
В Киеве Ломоносов изучает летописи и творения святых отцов, посещает Софийский собор, где главная фреска Богоматерь Оранта (стена) выполнена из мозаики в XI веке лучшими византийскими мастерами.
Можно предположить, что именно после посещения Киева в Ломоносове проснулся интерес к мозаичному искусству.
Слайд 14 Мозаики М.В.Ломоносова
Александр
Невский. Мозаика М.В.Ломоносова
Слайд 15Нерукотворный Спас - пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753 г.
Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Действительно, в
русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями…, безошибочным художественным чутьем.
Слайд 16М.В. Ломоносов
"Полтавская баталия» мозаика, фрагмент
Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется
за выполнение мозаик большого масштаба. В церкви св. Петра в
Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Мавзолей должен быть украшен восемью мозаичными панно, которые задумал выполнить Ломоносов. Первая мозаичная картина "Полтавская баталия" имела десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. "Заполняющие ее фигуры уменьшаются, согласно правилам перспективы, таким образом, что конная фигура Петра I имеет три с половиной локтя высоты. Лицо Петра сделано чрезвычайно похожим, так как скопировано с гипсовой маски, отлитой с натуры, и лучших портретов этого государя".21 Вокруг царя изображены фигуры его приближенных: Шереметева, Меньшикова, Голицына.
Слайд 17М.В. Ломоносов
"Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765
Слайд 18М.В. Ломоносов
"Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765 .С 1925 г. в здании
Академии наук в Петербурге.
Слайд 19Портрет Петра I. Мозаика. Набрана
М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
"
Тема Петра 1, “просвещенного монарха”, “отца Отечества”, “неустанного строителя,
плавателя, в морях — героя” широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога:
Ужасный чудными делами,
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни:
Послал в Россию Человека,
Какой не слыхан был от века.
Слайд 20Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Вскоре Ломоносов подносит императрице
Елизавете копию с Мадонны Солимены: мозаика была выполнена в шесть
месяцев. "При работе над мозаикой наибольшие трудности заключались в том, чтобы сделать гранеными маленькие кусочки стекла и хорошо окрасить всю стеклянную материю, избежав того, чтобы долгая варка ее не обесцветила. Стремясь к этому, … Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов, изобрел инструменты для резки и металлические формы для отливки, точильные камни, а, которыми можно также приспособления смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их.
Слайд 21О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751)
и в "Предложении о учреждении здесь мозаичного дела" (1752). Известны
также его обращения к правительству, составленное им описание "Полтавской баталии".
Слайд 22
Екатерина II Мозаика. Ломоносовская мастерская.
Государственный Русский музей
Слайд 23
Императрица Елизавета Петровна
Мозаика. Ломоносовская мастерская.
Государственный Русский музей
Слайд 24
Великий князь Пётр Фёдорович
Мозаика. Ломоносовская мастерская.
Государственный Русский музей
Слайд 25Анна Петровна
Мозаика и её фрагмент. Усть-Рудицы. 1756-1757 г.
Слайд 26Г.Г. Орлов
Мозаика и её фрагмент. Ломоносовская мастерская. Около 1764 г.
Слайд 28
Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных
тонов, разнообразнейших оттенков.
Слайд 29 1. Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия
на стекло разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения
влияния состава стекла на его свойства.
Вывод:
Слайд 30 2. При крайне ограниченном количестве известных в то время
минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых
передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.
Слайд 313. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.
Слайд 324. Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство,
в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные
художественные изделия.
Слайд 33
5. Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы,
предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по
технологии, разработанной Ломоносовым
Слайд 346. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным.
Во все подробности мозаичной техники Ломоносов внес усовершенствования, был свободен
от стесняющих традиций, опережал свое время.
.
Слайд 35
7. Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики
отличаются от живописных оригиналов. Основным жанром созданных Ломоносовым мозаик был
портрет. Ни одна европейская мастерская не выполнила столько портретов, как Ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике.
Слайд 36
8. Великому русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных
смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного
искусства.