Слайд 1
Тема:
Построение изображений, даваемых линзой
и оптическая сила линзы
Учитель физики
Сафонова Оксана Владимировна
Слайд 2В течение урока установите:
Как оптическая сила линзы определяет ход световых
лучей?
Какими лучами пользуются для построения изображения?
Какими свойствами может обладать изображение,
даваемое собирающей линзой?
От чего зависят свойства изображения?
Какие изображения дают фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа? Где в них располагают предмет?
Могут ли по свойствам отличаться изображения, даваемые рассеивающей линзой?
Слайд 3 Ход лучей света
в выпуклой
линзе
Слайд 4 Ход лучей света
в выпуклой линзе
Выпуклая стеклянная линза преобразует параллельный пучок световых лучей в сходящийся, поэтому иначе её называют собирающей
света
в вогнутой
линзе
Вогнутая стеклянная линза создает расходящийся пучок света, поэтому её называют рассеивающей
Слайд 7
Преломляющее действие линзы характеризует оптическая сила линзы
D = 1 / F
Единица – диоптрия (в переводе
с греческого – «видящий насквозь»)
1 дптр = 1 / 1м
Собирающая D > 0
Рассеивающая D < 0
Слайд 8
Задание 1. Определите оптическую силу линзы экспериментально
При помощи линзы получите
изображение наиболее удалённого предмета на экране (окна или компьютера)
Измерьте расстояние
(в метрах) от линзы до изображения (экрана). Вы нашли приблизительно фокусное расстояние линзы F. Оно будет измерено тем точнее, чем дальше находится экран от окна или компьютера.
Вычислите оптическую силу линзы в СИ:
D = 1 / F
Слайд 9
Для построения изображения в линзах используются лучи:
Луч, падающий
на линзу параллельно оптической оси
После преломления луч
проходит
через фокус
Слайд 10
Для построения изображения в линзах используются лучи:
2.
Луч, проходящий через центр линзы
При
прохождении через линзу этот луч практически
не изменяет
своего направления
Слайд 11Для построения изображения в линзах используются лучи:
3. Луч, проходящий через
фокус
до линзы
После преломления луч
распространяется параллельно оптической оси
Слайд 12
Зависят ли свойства изображения от расположения предмета относительно
линзы?
Построим изображения, даваемые собирающей линзой при различных расстояниях
предмета от линзы (d)
Слайд 13Последовательность действий:
1. Изобразите линзу и начертите её оптическую ось
2. По
обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже
они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую)
3. Изобразите предмет за двойным фокусом линзы
d > 2F
4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета
5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета
6. Сделайте вывод: какое изображение получено
7. Подумайте: какой оптический прибор даёт изображение с такими свойствами (фотоаппарат, лупа, проекционные аппараты)
Слайд 14
1.Предмет находится за двойным фокусом линзы
d > 2F
Слайд 151.Предмет находится за двойным фокусом линзы
d > 2F
Изображение предмета уменьшенное, действительное, перевернутое, расположенное по другую сторону от линзы между её фокусом и двойным фокусом
Слайд 17
Задание 2. Постройте изображение предмета,
находящегося в двойном фокусе линзы
d = 2F
Последовательность действий:
Изобразите линзу и начертите её оптическую ось
2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую)
3. Изобразите предмет в двойном фокусе линзы
4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета
5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета
6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Слайд 18
Задание 2. Предмет находится в двойном фокусе линзы
d = 2F
Слайд 19
Задание 2. Предмет находится в двойном фокусе линзы
d = 2F
Изображение предмета равное по величине, действительное, перевернутое, расположенное по другую сторону от линзы на двойном фокусном расстоянии
Слайд 20
Задание 3. Постройте изображение предмета, находящегося между фокусом линзы и
её двойным фокусом
F < d < 2F
Последовательность действий:
Изобразите линзу и начертите её оптическую ось
2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую)
3. Изобразите предмет между фокусом линзы и её двойным фокусом
4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета
5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета
6. Сделайте вывод: какое изображение получено
7. Подумайте: какой оптический прибор даёт изображение с такими свойствами (фотоаппарат, лупа, проекционные аппараты)
Слайд 21
Задание 3. Предмет находится
между фокусом линзы и её
двойным фокусом
F < d < 2F
Слайд 22 Задание 3. Предмет находится
между фокусом линзы и её
двойным фокусом
F < d < 2F
Изображение предмета увеличенное, действительное, перевёрнутое и расположенное по другую сторону от линзы за двойным фокусом линзы
Слайд 23
Проанализируйте построение изображения предмета,
находящегося в фокусе линзы
d = F
Последовательность действий:
Изобразите линзу и начертите её оптическую ось
2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую)
3. Изобразите предмет в фокусе
4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета
5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета
6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Слайд 24
Предмет находится в фокусе линзы
d = F
Слайд 25
Предмет находится в фокусе линзы
d = F
Изображение предмета будет размытым
Слайд 26
Задание 4. Постройте изображение предмета,
находящегося между
линзой и её фокусом
d < F
Последовательность действий:
Изобразите линзу и начертите её оптическую ось
2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую)
3. Изобразите предмет между линзой и её фокусом
4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета
5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета
6. Сделайте вывод: какое изображение получено
7. Подумайте: какой оптический прибор даёт изображение с такими свойствами (фотоаппарат, лупа, проекционные аппараты)
Слайд 27Задание 4. Предмет находится между линзой и её фокусом
d < F
Слайд 28
Задание 4. Предмет находится между линзой и её фокусом
d < F
Изображение предмета увеличенное, мнимое, прямое и расположено между фокусом и двойным фокусом по ту же сторону от линзы, что и предмет
Слайд 29
Сравните свойства изображений, даваемых собирающей линзой при различных
положениях предмета относительно линзы
Сделайте вывод
Слайд 30
Зависят ли свойства изображения от расположения предмета относительно
рассеивающей линзы?
Построим изображения, даваемые рассеивающей линзой при различных
расстояниях предмета от линзы (d)
Слайд 31
Проанализируйте построение изображения предмета,
находящегося между рассеивающей линзой и
её фокусом
d < F
Последовательность действий:
Изобразите линзу и начертите её оптическую ось
2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую)
3. Изобразите предмет между рассеивающей линзой и её фокусом
4. Начертите ход 2 лучей, исходящих от крайней точки предмета
5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета
6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Слайд 32
Предмет находится
между рассеивающей линзой и её фокусом
d
Слайд 33
Предмет находится
между рассеивающей линзой и её фокусом
d
Изображение предмета уменьшенное, мнимое, прямое, расположенное по ту же сторону от линзы, что и предмет
Слайд 34
Проанализируйте построение изображения предмета,
находящегося за двойным фокусом рассеивающей линзы
d > 2F
Последовательность действий:
Изобразите линзу и начертите её оптическую ось
2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую)
3. Изобразите предмет за двойным фокусом рассеивающей линзы
4. Начертите ход 2 лучей, исходящих от крайней точки предмета
5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета
6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Слайд 35
Предмет находится за двойным фокусом рассеивающей линзы
d > 2F
Слайд 36
Предмет находится за двойным фокусом рассеивающей линзы
d > 2F
Изображение предмета уменьшенное, мнимое, прямое, расположенное по ту же сторону от линзы, что и предмет
Слайд 37
Сравните свойства изображений, даваемых рассеивающей линзой при различных
положениях предмета относительно линзы
Сделайте вывод
Слайд 38
Половина линзы закрыта непроницаемым экраном
Что произойдёт
с изображением?
Сформулируйте гипотезу
Проверьте экспериментально
Ваша гипотеза подтвердилась?
Слайд 39
Проекционные аппараты дают на экране изображение:
Увеличенное или уменьшенное?
Мнимое или действительное?
Где
помещается предмет (киноплёнка)?
Изображение прямое или перевёрнутое?
Слайд 40
Какие приборы дают увеличенное изображение предмета?
На каком расстоянии от мелкого
текста следует расположить данную линзу, чтобы она работала как лупа?
Проверьте экспериментально
Слайд 41
Экспериментальное домашнее задание
На плоскую стеклянную поверхность
(дно стакана) поместите каплю прозрачной жидкости (воды, клея) и наблюдайте
её действие в качестве линзы (получите изображение нити настольной лампы, используйте в качестве лупы).
Измерьте фокусное расстояние линзы-капли при различных её диаметрах.
Рассчитайте её оптическую силу.
У больших или у маленьких капель фокусное расстояние меньше, т.е. больше оптическая сила?
Слайд 42
Оцени выполнение заданий по 5-балльной шкале
№ задания
Количество баллов
Задание 1
Задание
2
Задание 3
Задание 4
своей деятельности на уроке по
шкале:
19,20 б. – 5
17,18 б. – 4
14 -16 б. - 3
Слайд 44
Оцени свою деятельность на уроке сам
(независимо от набранных баллов):
Бесполезная
Полезная
Продуктивная
Слайд 45Подумайте. Это интересно!
Может ли предмет иметь одновременно и мнимое
и действительное изображения?
Какой оптический прибор по своему устройству наиболее
похож на глаз человека?