Слайд 1Тема урока:
Решение задач по теме
«Законы постоянного тока»
,
R
I
U
Подготовила: Сергиенко Г.И.,
учитель
физики Городецкой ОШ,
Северо-Казахстанской области
Слайд 2Цели урока:
Повторить, систематизировать и проверить свои знания.
Научиться решать задачи
по теме «Законы постоянного тока»
Развивать внимательность, расширить свой кругозор и
опыт.
Слайд 3Ожидаемый результат:
Знаю обозначения физических величин, единицы их измерения, формулы, закон
Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, законы последовательного и параллельного
соединения
умею применять теоретические знания при решении задач, выражать величины из формул, составлять электрические цепи, производить измерения.
Слайд 5Вопрос?
В последнее время
вместо ламп накаливания все чаще используют люминесцентные лампы. Это экономичные
энергосберегающие лампы с очень хорошей светимостью. Действительно ли они дают экономию? Давайте попробуем вычислить.
Слайд 6Задача:
Пусть в нашей школе заменили 100 ламп. Мощность люминесцентной лампы
15 Ватт, а мощность лампы накаливания 100 Ватт. Сравнить стоимость
затраченной электроэнергии ламп за месяц, если они горят ежедневно по 12 часов. Счётчики электроэнергии показывают работу электрического тока. Следовательно необходимо найти работу тока за месяц и стоимость израсходованной электроэнергии при тарифе 12 тенге за 1 кВт·ч.
Слайд 7Решение задачи
Дано:
Решение:
N = 100 шт. А = Р·t·N
Р1 = 15Вт А1= 15Вт·1296000с·100 = 194400000Вт·с = 540 кВт·ч;
Р2 = 100Вт Ц = 6480т
t = 1296000с А2= 100Вт·1296000с·100 = 12960000000 Вт·с = 3600кВт·ч;
1кВт·ч = 12 т Ц = 43200т
Экономия за месяц составит: 43200т–6480т =
А1-? 36720т
Экономия за год составит:440640т !!!!!
А2-? Есть смысл экономить?
Важно ещё то, что при изготовлении ламп
не используются токсичные вещества.
Слайд 8I
U
R
S
ρ
ℓ
Сила тока
Сопротивление
Удельное сопротивление
Длина
Площадь
Напряжение
А
Ом
м
мм2
Ом*мм2/м
В
Найди правильную дорогу:
Слайд 9баллы: «5»-6 правильных ответов
«4»-5 правильных ответов
«3»- 3 правильных ответов
«2»- 2-1 правильных ответов
Слайд 10Установи соответствие между физической величиной и выражением.
А
q
Р
U
I
It
Uq
UIt
A/t
UI
P/I
P/U
U/R
IR
A/U
Слайд 11Оценки: «5»-5 правильных ответов
«4»-4 правильных ответа
«3»- 3 правильных ответа
«2»- 2-1 правильных ответов
20 30
40 U
I, А
0,5
1,0
2,0
1,5
2,5
0 0,6 1,2 1,8 U
I, А
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
По графикам рассчитайте электрическое сопротивление проводников
1
2
3
Графические задачи
Слайд 13Минутка отдыха
Большинство людей реагирует
на силу тока 0,001 А.
Безопасная сила
тока < 0,01 А.
Безопасное напряжение
в сыром помещении — до
12 В.
В сухом помещении — до 36 В.
Слайд 14А) Амперметр - параллельно.
В) Вольтметр - параллельно.
С) Вольтметр - последовательно.
Д) Амперметр – последовательно.
Выберите пары.
Слайд 15I0
Последовательное
Параллельное
I1 = I2 = I0 = пост.
R1 + R2 = R0
1.
2
3.
3.
2.
1.
4.
4.
I1 = I2
U ~ R
U1 =
U2 = U3 = пост.
I1 + I2 = I0
U1 + U2 = U0
U1 = U2
I ~ 1/ R
I 1 R2
I2 R1
=
R0= R1/n
Соединение проводников
Слайд 23Чему равно полное сопротивление?
Ответ: 2Ом
Слайд 25Как изменится показания амперметра,
если ключ из положения 1 перевести
в положение 2 ?
Слайд 26Как изменятся показания амперметра
после замыкания ключа?
Слайд 27Минутка отдыха
Общее сопротивление тела человека
(от конца одной руки до
конца другой)
при неповреждённой коже рук:
сухая кожа — 104…106 Ом
влажная
кожа — <103 Ом
Слайд 28Соберите электрическую цепь по этой принципиальной схеме.
Вычислите общее сопротивление
спиралей ламп.
V
Слайд 29II. Закон Ома.
. Решение
количественных задач.
I
R
U
3.5 Решите задачу (Письменно).
Катушка намотана
нихромовой проволокой площадью поперечного сечения 0,75 мм2.
Какова длина проволоки,
если при напряжении на её концах 4,4 В сила тока в ней равна 20 мА?
Слайд 30II. Закон Ома.
Решение
количественных задач.
I
R
U
3.5
Дано:
Слайд 31
ι – длина проводника; ι1 = ι2
ρ –
удельное сопротивление проводника ; ρ1 = ρ2
S - площадь
поперечного сечения проводника; S1 > S2
t – время протекания тока; t 1 = t 2
Сравните количества теплоты, выделяемые проводниками при таком их соединении
1
2
Слайд 32Решение задачи
Проводники соединены последовательно, значит
l1 = l2
= const.
Q = l2 Rt
(Q прямо пропорционально
R)
Значит проводник с БОЛЬШИМ сопротивлением выделит БОЛЬШЕЕ количество теплоты и наоборот)
2. R = ρι/S, (R обратно пропорционально S при прочих равных условиях)
Поскольку S1 > S2, значит R1 < R2 и
первый проводник выделит меньшее количество теплоты
Слайд 33Задача
ι – длина проводника; ι1 = ι2
ρ
– удельное сопротивление проводника ; ρ1 = ρ2
S -
площадь поперечного сечения проводника; S1 > S2
t – время протекания тока; t 1 = t 2
Сравните количества теплоты, выделяемые проводниками при таком их соединении
1
2
Слайд 34Решение задачи
Проводники соединены параллельно, значит
U1 = U2 =
const.
Q = Ult, Q = Ut (U/ R), т.е
Q = U2t/R
(Q обратно пропорционально R)
Значит проводник с МЕНЬШИМ сопротивлением выделит БОЛЬШЕЕ количество теплоты)
2. R = ρι/S, (R обратно пропорционально S при прочих равных условиях)
Поскольку S1 > S2, значит R1 < R2 и
первый проводник выделит большее количество теплоты
Слайд 35III. Проверь себя.
(письменно)
!!!
1) Два мотка медной проволоки одинакового сечения
имеют соответственно
длину 50 и 150 м. Какой из них обладает большим
сопротивлением и во сколько раз?
А. Первый в 3 раза Б. Второй в 3 раза
2) Какой из проводников имеет большее сопротивление?
А. Первый Б. Второй
3) Какова сила тока, проходящего по никелиновой проволоке длиной 25 см и сечением 0,1мм2, если напряжение на её конце равно 6 В? (ρник.пр. = 0,4 Ом*мм2/м)
А. 2 А Б. 10 А В. 6 А
Слайд 37Домашнее задание.
Повторить раздел «Законы постоянного тока».
Подготовиться к контрольной работе.
Творческое задание
–изготовить шпаргалку для контрольной работы