Слайд 1"Архимедова сила"
Автор: Поделякина Т.В.,
МОУ СОШ №16
учитель физики,
высшая
категория
2014 год
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 села
Томузловского Будённовского района»
Слайд 2Аннотация
Данная презентация, посвящённая уроку физики по теме «Архимедова сила», рассчитана
на учащихся 7 класса. Знание компьютера желательно на уровне 7
класса.
Использование презентации позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся и разнообразить индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития (базовый, повышенный или творческий уровни).
Информационные технологии позволяют по – новому использовать на уроках физики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учащихся логическое мышление, формирует общие умения и навыки.
Цель педагога – применяя технологию, обеспечить приемлемый уровень знаний и умений у большинства обучаемых. Применительно к физике это знание базового минимума и умение искать, находить и анализировать данные.
Слайд 3Цель урока: Изучить содержание закона Архимеда, раскрыть
физическую суть плавания
Слайд 4 Любая сила, как физическая величина, должна быть измерена!
Слайд 5 Разность силы упругости динамометра до погружения тела в воду, и
в погруженном состоянии равна не только величине выталкивающей силы, но
и весу вытесненной воды.
F упр1 - F упр2= FA= mв
Слайд 6 По направлению действия, эта сила названа выталкивающей. Иначе её называют
Архимедовой силой.
Именно Архимед определил характеристики, от которых зависит эта
сила.
Слайд 7 Тело, погруженное в жидкость, теряет в своём весе ту часть,
которая равна весу вытесненной жидкости.
Слайд 8 «На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила,
направленная снизу вверх и равная весу жидкости в объёме, вытесненном
телом».
FA = ρж g Vm
Слайд 9 Докажем это утверждение, заменив тело жидкостью с той же плотностью,
что и жидкость в сосуде.
Архимедова сила, приложенная к этому
жидкому телу, будет уравновешена силой тяжести. Следовательно:
FА = mg ,
но
m = ρжV,
тогда
FА = ρж g Vm
Слайд 10 Следует помнить, что при расчёте силы Архимеда под Vm понимают
только ту часть объёма тела, которая полностью находится в жидкости.
Слайд 11Алгоритм решения задач на закон Архимеда
Определите силы, действующие на
рассматриваемое тело. Изобразите действующие силы.
Запишите условие равновесия.
Составьте уравнение (или несколько
уравнений), связывающее искомую величину с известными.
Выделите тело, погруженное в жидкость или газ, и его характеристики. Изобразите на рисунке.
Выведите формулу для расчёта искомой величины.
Проверьте правильность формулы по единицам величин, стоящих в правой и левой частях равенства.
Выразите силы в единицах СИ и проведите расчёт.
Слайд 13В сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень
воды в сосуде, если лед растает?
В сосуде с водой
плавает кусок льда с вмёрзшим в него стальным шариком. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лёд растает?
Слайд 14В небольшом бассейне плавает полузатопленная лодка, причём уровень воды в
лодке совпадает с уровнем воды в бассейне. Из лодки зачерпнули
ведро воды и вылили в бассейн. Где после этого выше уровень воды – в лодке или бассейне? Как изменился уровень воды в бассейне?
В большом сосуде на поверхности воды плавает стальная кастрюля. Изменится ли уровень воды в сосуде, если кастрюлю утопить?
Слайд 15Выяснение условия плавания тел.
FТ > FА FТ = FА FТ
FА
Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь
тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас!
Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы.
Слайд 16Задание первой и второй группам
1. Опускайте в воду по очереди
тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия. Выясните, какие из
них тонут, какие плавают.
2. Результаты измерений запишите в таблицу:
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?
Слайд 17Задание третьей и четвёртой группам
Задание аналогично предыдущему, но с телами,
плавающими в воде.
Слайд 18Задание пятой группе
1. Возьмите два одинаковых по объёму шарика –
один из парафина и из пробки.
2. Опустите шарики в воду
и наблюдайте, какой из них глубже погрузится.
3. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности.
Слайд 19 ρТ > ρЖ – тело тонет
ρТ = ρЖ – тело плавает
ρТ
ρЖ – тело всплывает
Слайд 20Домашнее задание
§ 47; вопросы к параграфу; задачи 605, 606,
625, 627, 629
Слайд 21 Литература
ПерышкинА.В. Физика. 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. –
М.: Дрофа, 2002.
А.Покровский. Демонстрационный эксперимент по физике в 7-8 классах.
Гутник
Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/под редакцией Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2002.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002.
Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002
Слайд 22 Об авторе
Поделякина Таиса Васильевна, учитель физики и информатики
МОУ СОШ №16;
высшая категория;
стаж работы 36 лет.