Слайд 2Цель: изучить историю возникновения сел моего края.
Проследить самые интересные
моменты жизни этих сёл. Сформировать представление о долге, чести, ответственности,
нравственности, понимание того, что без патриотизма и духовности невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с историей сёл и деревень.
2) воспитывать уважение молодёжи к родным местам, к малой Родине , простым людям;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
4) познакомить с прекрасными людьми нашего края.
Слайд 3В старину село Алексино было владением Вознесенского девичьего монастыря
что в Московском Кремле. Первое известное упоминание об Алексине относится
к 1451 г.
Слайд 4Вознесенский монастырь в Московском Кремле был основан великой княгиней Евдокией,
супругой Дмитрия Донского около 1390 г.
Слайд 5В Алексине расширялось суконное производство, принадлежавшее крестьянам, а затем —
Воскресенским купцам Петровым.
Слайд 6
Во время Великой Отечественной войны немцы заняли Алексино: отдельные группы
их автоматчиков просочились сюда 28 ноября 1941 г., затем подошли
более крупные силы. Немецкие захватчики сжигали деревни, угоняли скот, забирали птиц. Людей они угоняли в тыл, а кто не мог идти, они растреливали на месте. Детей бросали в колодцы. Во время войны все колодцы в деревнях были заполнены трупами детей.
Слайд 7Селение Дарна известно уже с конца XV в. В межевой
грамоте 1490— 1499 гг. указано Доренское, принадлежавшее Ивану Малому
сыну Товаркову. Напомним, что Товарковы были родственниками Пушкиных, предков великого поэта.
Слайд 8
В 1584—1586 гг. здесь, в Сурожском стане Московского уезда, находилась
пустошь, что было село Дарна. Она значилась за Левонтьем Курчевым
— потомки второго сына Григория Пушки, Никиты.
Слайд 9В 1654 г. от нового хозяина Григория Максимовича Стрешнева деревня
перешла к Ивану Ивановичу Чаадаеву, который в 1658 г., 4
мая продал ее святейшему патриарху Никону.
Слайд 10В 1893 г. деревянный сельский храм сгорел, после чего прихожане
стали ходатайствовать о сооружении храма каменного. В 1895—1896г сооружен величественный
каменный храм во имя Воздвижения Господня с приделами Вознесения и св. Николая Чудотворца.
Слайд 11
Автором проекта был Сергей Владимирович
Шервуд, сын крупного архитектора В.О.Шервуда, построившего Историчес
кий музей
на Красной площади. Когда-то у храма был собственный кирпичный завод, двухэтажная гостиница. В ней останавливались паломники Ново-Иерусалимского монастыря, отсюда для едущих от станции Крюково открывался первый вид на обитель.
Слайд 12Храм был закрыт в 1937 г., при этом был арестован
и расстрелян священник, иеромонах Михаил Филиппович Дубовенко. В храме устроили
кузницу, затем гараж, а после этого склад минеральных удобрений.
Слайд 13Сборный лагерь был устроен в церкви. Как писал А. Бек,
«расположенная на высотке, она далеко видна вокруг, это большая кирпичная
нештукатуреная церковь с тремя куполами, один из которых снесен тяжелым снарядом.
Слайд 14Немцы приказали всем выйти из домов, собрали, построили и повели
под конвоем. Дорогой колонна соединялась с колонной, людей перегоняли, как
скот из села в село, пока, наконец, не нашли место в огромной холодной церкви. Их ничем не кормили, каждый питался из своего .
Слайд 15 Партизаны из отряда, организованного на Тучковской прядильно-ткацкой фабрике
(командир — Александр Алексеевич Кокорин), сообщили о лагере в церкви
командованию 9-й гвардейской дивизии. 10 декабря 1941 г. Дарну занял гвардейский полк подполковника Суханова.
Слайд 16 В 1951 г. Дарна входила в колхоз им.
Молотова, в 1957 г. являлось отделением совхоза «Горки-2». В 1968
г., в ходе укрупнения колхозов и совхозов Московской области, Дарна числилась центральной усадьбой совхоза «Победа», здесь проживало 203 человека. Храм, вернее, то, что от него осталось, вернули Православной Церкви в 1991 г.
Слайд 17 Сюда был назначен молодой и энергичный священник о.
Константин Волков, бывший военный разведчик, прошедший Афганистан. Не было ни
куполов, ни колокольни, стены разваливались.
Слайд 18Еремеево известно, по крайней мере, с XVI в. Тогда село
относилось к Горетову стану Московского уезда.
Слайд 19 В 1820 г. построен вместо деревянного каменный храм
Вознесения Господня с приделом св. Николая Чудотворца.
Слайд 20В 1885 г. среди ехавших от Крюкова был А. П.
Чехов. Он сообщал брату: «Пока доехали до бебулой церкви, так
слюной истекли. В Еремееве кормили. От Еремеева до города ехали часа 4 — дорога была мерзкая. Я больше половины пути протеленкался пешедралом. Через реку переправились под Никулином, около Чикина. Когда мы доплелись до Бабкина, то было уже час ночи» .
Слайд 2128 августа 1938 г. был арестован о. Илия Иоаннович Вятлин,
священник Еремеевской церкви, и 5 апреля расстрелян на Бутовском полигоне.
Церковь закрыли.
Слайд 22Во время Великой Отечественной войны Еремеево было оккупировано немцами в
течение дней двенадцати и освобождено 10 декабря 1941 г. 49-й
отдельной стрелковой бригадой 18-й дивизии с частью сил 146-й танковой бригады.
Слайд 23В начале XVII в. Ивановское было селом в поместье боярина
князя Ивана Федоровича Хованского и вдовы князя Ивана Андреевича Хованского,
Дарьи. Хотя Ивановское и названо селом, церковь в нем не указана.
Слайд 24В 1623— 1624 гг. об Ивановском «бил челом» стольник князь
Семен Андреевич Хованский, желая получить село в поместье.
Слайд 25Название деревни происходит от фамилии старинных ее владельцев, князей Кашиных.
В сельце был только двор вотчинника, а никаких крестьянских
дворов не значилось. Владение входило в Горетов стан Московского уезда.
Слайд 26 В 1657 или 1658 г. Кашино купил
Святейший патриарх Никон «на свое имя, и записано за ним
в Поместном приказе» — у Романа Федоровича Боборыкина за 1000 руб. Тогда в сельце было 5 дворов крестьян и 90 четей земельных угодий. После низложения Никона сельцо было оставлено за Воскресенским монастырем.
Слайд 27 Всем известная фронтовая песня поэта Алексея Суркова « печурке
огонь...» («В землянке») родилась в д. Кашино.
Слайд 28 «Под впечатлением тех военных лет я написал самое теплое
из моих стихотворений — "В землянке". Написал я его у
себя в редакции, а в сердце мне она пришла в деревне Кашино. После того, как немцы просочились в деревню и от Дарны отрезали наш тыл, мы собрались все в землянке. Немцы заняли уже все ближайшие избы и били из автоматов как раз по тому самому пятачку, где в землянке находилась группа офицеров при командном пункте Суханова.
Слайд 30Деревня Максимовка лежит в 7 км севернее г. Истры, на
левом р. Истры, при впадении в нее маленькой речки Вейны
и рядом с бывшим Клинским трактом, сейчас доходящим лишь до пос. Полевшина.
Слайд 31Археологи установили, что поселения на месте Максимовки существовало с древнейших
времен. На территории деревни и рядом с ней обнаружены селище,
курганный могильник и курган. Селище, как и нынешняя Максимовка, располагалось на левом берегу реки.
Слайд 32Деревня Максимовка известна как центр гончарного промысла Истринского края. Сырьем
для производства служила глина, добываемая в лесу в 3 км
от Максимовки по направлению на Степаньково.
Слайд 33Летом 1885 г. в Максимовке недолго жил художник Исаак Ильич
Левитан, приехавший сюда на этюды. Он поселился у горшечника Василия
Яковлевича Латочкина. Вскоре, тем же летом, Чеховы уговорили художника переселиться к ним в Бабкино.
Слайд 34История Полевшины прослеживается с XVI в. В писцовой книге 1584—
1586 гг. указано, что село принадлежало Богдану Ивановичу
Полеву.
Слайд 35Около 1672 г. в селе построена деревянная церковь в честь
Казанской иконы Божией Матери . В это время селом владел
Михаил Иванович Полев. В конце столетия вместо деревянной церкви новым владельцем, сыном прежнего, Федором Михайловичем Полевым построен каменный храм, дошедший до нас.
Слайд 37 В 1748 г. село было вотчиной девиц
фрейлины Марьи и Матрены — дочерей Павла Федоровича Балк-Полева. Матрена
Павловна Балк-Полева вышла замуж за Сергея Васильевича Салтыкова, камер-юнкера двора великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II (и одного из первых ее фаворитов). Через него Полевшина перешла к роду Салтыковых .
Слайд 38Часовня находилась по одну сторону от церковных ворот, а по
другую стояла сторожка — по внешнему виду и размерам похожая
на часовню, но без креста наверху. Именно эта сторожка, как принято считать, изображена в рассказе А. П. Чехова «Ведьма».
Слайд 39После 1917 г. Федор и Юрий Карповы эмигрировали. Федор Карпов
(1874— 1937) в начале века был директором огромной Никольской мануфактуры
в Орехове-Зуеве, затем переехал во Францию.