Слайд 1Определение
целей обучения
(деятельностный подход)
Подготовила: учитель географии Калиничева И.И.
“Великая цель образования
-
это не знания, а действия”
Герберт Спенсе
Слайд 2Деятельностный поход в обучении.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе
обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться
осуществлять деятельность.
На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.
Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.
В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.
Слайд 3Деятельностный подход в обучении.
Деятельность преподавателя заключается не в «передаче» знаний,
а в
проектировании учебной деятельности,
организации учебной деятельности,
управлении учебной деятельностью.
Слайд 4 Ясное определение целей обучения служит основой
для оценки результатов обучения,
для определения содержания и методов обучения,
для активизации учебной работы
обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса,
а в конечном итоге - развитию личности учащегося.
Слайд 5Почему важно определение целей обучения
Причина 1. Ясное описание целей обучения
помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,
сознательно
направлять усилия на достижение целей в процессе обучения.
Слайд 6Почему важно определение целей обучения
Причина 2. Без явно заданных целей
обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них
требуется.
Слайд 7Что значит “хорошо определить” цели обучения?
Четко сформулировать:
ясность «исполнения» -
что именно сможет сделать обучаемый?
определенность условий – при каких
условиях он это сможет делать?
информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?
Слайд 8«Ясность исполнения»
Формулировка цели всегда сообщает о том, что может сделать
обучаемый.
Она описывает процесс (выбирать) или результат исполнения (привести примеры) действий
ученика,
соответствующих поставленной цели.
Слайд 9
Практикум (пример)
Требования Стандарта:
«В результате изучения географии ученик должен знать
и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию,
масштабу, способам картографического изображения»
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
Часть 1.
Слайд 10Требования с ясно сформулированным исполнением
"После изучения курса географии основной школы
учащиеся могут:
перечислить не менее трех отличий и сходства плана, глобуса
и карты;
указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности;
написать названия не менее десяти общих условных знаков и элементов для географической карты, плана и глобуса, и указать их роль в чтении географической карты, плана или глобуса;
распознавать условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе;
соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями;
перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов;
обосновать принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач.
Слайд 12Практикум (второй пример)
«В результате обучения географии ученик должен знать и
понимать специфику географического положения Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования.
Часть I, «Основное общее образование»
Слайд 13Практикум (продолжение)
Требования с ясно сформулированным исполнением
Назвать и показать на
карте крайние точки России;
Рассчитать протяжённость территории с запада на восток
и с севера на юг;
Привести не менее четырёх примеров государств сопоставимых по площади с Россией;
Перечислить и показать на карте страны, граничащие с РФ на суше;
Назвать и показать по карте по две страны, граничащих с Россией на западе, юге и востоке. Обозначить их на контурной карте
Привести не менее двух аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна;
Дать оценку границ России с позиции безопасности или благоприятности для связи с другими странами;
Отличать в представленном тексте определения местного, поясного и декретного времени;
Привести не менее трёх причин по которым без учёта часовых поясов не может развиваться хозяйство страны;
Сделать вывод о причинах, позволяющих назвать географическое положение России уникальным.
Слайд 14«Определенность условий»
Формулировка цели сообщает (если это необходимо),
при каких условиях
ученик может исполнить заданное действие.
Слайд 15Условия исполнения
"Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо
виду продукции".
(Из программы…)
Слайд 16Определенность условий исполнения
Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по
какому-либо виду продукции страны
с помощью формулы , где П
- доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении
Слайд 17Определенность условий исполнения
Сопоставив физическую карту и карту плотности населения определить
закономерности …
Используя политическую карту мира и таблицу статистических данных «Доля
с\х в ВВП стран мира» определите…
Слайд 18«Информация о критериях»
Формулировка цели сообщает (если это возможно), насколько хорошо
может быть выполнено задание (каков его приемлемый уровень).
Слайд 19 Критерии
Перечислить не
менее 3 отличий плана, карты и глобуса
Привести не менее 3
аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна
Сопоставить название страны с её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут».
Слайд 20Таким образом, хорошо сформулированные цели обучения определяют…
Что должен исполнить обучаемый,
чтобы продемонстрировать успешность обучения?
Какими источниками при этом может и/или
не может пользоваться обучаемый?
По каким параметрам определить, что исполнение действительно успешно, а цель обучения достигнута?
Слайд 21Практикум
«В результате обучения географии ученик должен знать и понимать производственный
потенциал машиностроения, географию отрасли, географические проблемы и перспективы развития».
Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования.
Часть I, «Основное общее образование»
Слайд 22Практикум. Примеры определения целей обучения
Привести не менее трёх примеров
наукоёмких,
трудоёмких,
металлоёмких
отраслей машиностроения;
Назвать и показать на экономической карте РФ
основные районы и крупные центры автомобилестроения;
Написать вывод (или привести не менее тех аргументов) о причинах выделения машиностроения как ведущей отрасли промышленности страны.