Слайд 1Экологическое образование учащихся на уроках географии
г.Саров Нижегородская область
учитель географии
1 квалификационной
категории
МБОУ СОШ №11
Грязева Лидия Ивановна
Родная земля -
самое великолепное,
что дано нам
для жизни.
Ее мы должны
возделывать, беречь
и охранять всеми
силами своего
существа.
К. Паустовский
резкого обострения экологических проблем, возникающих в результате
хозяйственной деятельности человека. В связи с ростом городов, существуют серьезные проблемы: куда девать мусор, город и автомобиль, «чистое небо», экологические правила поведения граждан в быту, в процессе трудовой деятельности, в природе. Процесс этот затронул подавляющее большинство стран и носит глобальный характер.
Слайд 5ЦЕЛЬ: Сформировать экологическое
мышление и экологическую
культуру на уроках школьной
географии.
Задачи:
1. Обобщить и углубить знания
экологического направления;
2. Учить построению своих
взаимоотношений с природой;
3. Активизировать деятельность учащихся
по изучению экологической
составляющей окружающей среды.
Слайд 6Суть и значимость экологического подхода
Облегчить учащимся понимание сущности современных проблем
экологии и осознание их актуальности для человечества;
Развивать личную ответственность за
состояние окружающей среды на глобальном уровне;
Формировать экологически ориентированные отношения и ценности, направленные на преодоление конфликтов между человеком и окружающей средой;
Формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
Способствовать переходу усваиваемых знаний и моральных принципов поведения в окружающей среде в личные убеждения;
Развивать умения принимать ответственные решения в окружающей среде и действовать в соответствии с ними;
Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
Развивать у школьников чувство самоуважения и понимание трудностей других людей. Стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.
Слайд 7Содержание экологических вопросов в школьных курсах географии
географии и экологии
Понедельник: Открытие недели, ознакомление с планом мероприятий. Пресс-конференция
«Наш город и его экологические проблемы».
Вторник: День охраны природы. Экологический субботник. Конкурс экологических плакатов и комнатных растений.
Среда: Географический КВН. Конкурс поделок «Природа и фантазия». Выставка фотографий и рисунков «Мой родимый край».
Четверг: Географическая радиогазета «В мире географии».
Пятница: Конкурсы знатоков географических кроссвордов и чайнвордов, знатоков географических карт.
Суббота: Подведение итогов Недели. Награждение активных её участников.
Слайд 10
Формы учебной деятельности в экологическом подходе изучения географии.
Геоэкологические аспекты
урбанизированных территорий на примере г.Саров Нижегородской области
Факторы риска,
связанные с урбанизацией (ростом городов и городского населения):
Изменение микроклимата;
Загрязнение главных компонентов природной среды города;
Возрастание миграционной активности населения;
Возрастание темпа и напряженности жизни, приводящие к стрессовым ситуациям;
Ухудшения здоровья людей в высокоурбанизированнных городах с промышленными предприятиями.
Слайд 11 Лесной фонд ЗАТО состоит из одного крупного лесного
массива. Производственно хозяйственную деятельность в нем осуществляет специализированное лесохозяйственное предприятие
Горлесхоз.
Слайд 12 г. Саров Нижегородской области - одной из
самых высокоиндустриальных областей страны. Город имеет два
градообразующих предприятия - Российский Федеральных ядерный центр и Всероссийский научно – исследовательский институт экспериментальной физики и электромеханического завода «Авангард».
г. Саров территория, где соседствуют уникальные природные ландшафты и уникальные промышленные предприятия. Около 3 % территории Сарова занимают особо охраняемые памятники природы, получившие, согласно распоряжения администрации Нижегородской области статус государственных. Сеть охраняемых природных территорий, организованная в Сарове способствует поддержанию качества окружающей человека среды.
Слайд 13 В условиях больших городов, в том числе г.
Сарова, несмотря на принимаемые меры, наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению
экологической ситуации и нарастанию отрицательных экологических последствий, ухудшается здоровье населения, что проявляется в снижении его иммунного статуса, аллергизации, росте общей и онкологической заболеваемости.
Слайд 14 Одной из проблем является шумы от автотранспорта, каждый
четвертый житель города имеет личное транспортное средство.
Слайд 15 Леса Горлесхоза выполняют исключительно важные защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные,
водоохранные, противопожарные и специальные (маскировочные ) функции. Леса, как наиболее
мощный и устойчивый компонент живой природы, обеспечивают стабилизацию биосферы, сохранение и улучшение других природных ресурсов, создание благоприятных условий жизни людей. Лесной комплекс выполняет водоохранные и водорегулирующие функции, обеспечивая сохранения водного режима водоемов, что весьма актуально для данной территории.
Слайд 16
Впервые комплексные
обследования водных объектов были проведены в 2000-2003 годах в ходе
работ по экологической паспортизации водных объектов ЗАТО г. Саров.
Выявлено: основные источники загрязнения поверхностных водных объектов:
- ливневые сточные воды;
- производственные сточные воды;
- выпуск с городских очистных сооружений МУП «Горводканал».
Все эти выпуски находятся под контролем ЦГСЭН. В 2001-2002 гг. были обследованы все выпуски ливневой сточной канализации на предмет содержания нефтепродуктов, взвешенных веществ. Концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимые нормы во всех выпусках сточных вод:
- по нефтепродуктам - от 30 – до 684 раз;
- по взвешенным веществам - от 3 до 20 раз.
Слайд 17 Масштабные экспериментальные работы с
целью получения данных о загрязнении почв были начаты в 2000
году.
Слайд 18
Особую озабоченность у специалистов на
сегодня вызывает возрастание площади земель, отторгаемых под свалки отходов
( санкционированных и несанкционированных).
Слайд 19
Обследование загрязнения атмосферного воздуха
было
выполнено впервые в 2001 году.
Пробы
воздуха отбирались экспедиционным путем в пяти
маршрутных точках города, анализировались в лаборатории по
мониторингу загрязнения атмосферного воздуха. Было отобрано
и проанализировано 107 пробы воздуха, проведено
определение 6 загрязняющих веществ, в том числе которых
входит специфические примеси: фенол и формальдегид.
Основные выводы по результатам обследования:
- качество воздуха благоприятно для здоровья;
- допустимые нормы превышал уровень загрязнения
формальдегидом в различных районах города.
- зафиксирован случай разового загрязнения диоксидом азота;
- для получения более объективной информации необходимо
организовать в городе регулярные стационарные наблюдения
за загрязнением воздуха.
Слайд 21 Благодаря использованию системы информационной связи
к концу ХХ столетия в пространстве всех населенных пунктов
возник новый и патогенный для всего живого экологический фактор – так называемый электромагнитный смог. Электромагнитное загрязнение является одной из форм физического антропогенного загрязнения природной среды.
Слайд 22 Несмотря на принимаемые меры, наблюдается устойчивая
тенденция к ухудшению экологической ситуации и нарастанию отрицательных экологических последствий,
что свидетельствует о принципиальной невозможности в рамках существующих подходов к природооохранной деятельности не только изменить тенденции развития данной ситуации, но даже и стабилизировать её.
Слайд 23 Саровские школьники привозят награды с экологических конкурсов,
т.е в городе сложилась система экологического образования. Но система
экологического воспитания широких масс населения отсутствует. Свою работу я бы хотела закончить сводом правил поведения человека в природе, разработанных по принципу библейских заповедей К. Дунау и П. Ямбертом (США).
1. Мы должны провести грань между
желаниями и необходимостью и стремиться
к тому, чтобы потреблять как можно
меньше ресурсов в угоду нашим капризам.
2. Мы должны провести грань между
использованием и потреблением.
Слайд 243. Мы должны стремиться к тому, чтобы сократить
потребление прежде всего тех ресурсов, которые
способствуют накоплению отходов в окружающей
среде.
4. Мы должны стремиться к тому, чтобы не
превышать предельную нагрузку на живые
организмы с тем, чтобы они могли эффективно
разлагать отходы, поступающие в окружающую
среду.
5.Мы должны стремиться к тому, чтобы сохранять
чувство меры в удовлетворении своих
потребностей, а также учитывать энергетические
затраты на их достижение.
6. Мы должны стремиться к тому, чтобы развивать
экологически оправданные источники получения
энергии, не считаясь с затратами.
Слайд 257. Мы должны стремиться к тому, чтобы освободиться
от привычек, предрассудков, традиций,
сформировавшихся в период экологической
безграмотности.
8. Мы должны потратить большую часть наших
физических и умственных усилий на сохранение, а
не на потребление невозобновимых природных
ресурсов.
9. Необходимо уяснить, что общество должно
уделять больше внимания улучшению общего
состояния окружающей среды в стране.
10.На необходимо научиться делать различия
между уровнем потребления и уровнем жизни и
сосредоточить больше внимания на качестве
живого, чем на количественных показателях жизни.
Слайд 26 Сеть охраняемых природных территорий, организованная
в Сарове ,способствует поддержанию качества окружающей человека среды. Сохраняются
великолепные городские и пригородные пейзажи, роль которых в человеческой жизни огромна. Памятники природы нашего города берегут память о замечательном прошлом Сарова, о древностях этой земли, о святом Серафиме, который прославил наш город.
Слайд 28Анализ результата работы и наблюдений за своими учениками позволил сделать
следующие выводы:
Экологический подход в формировании географических знаний оказался результативным и
удачным:
участие в конкурсе «Чистая планета», олимпиадах, конференциях;
грамоты;
благодарности.
Большое воспитательное значение данного подхода в географическом образовании.
Изменился познавательный интерес учеников к самому предмету. Учащиеся поступают в ВУЗы на географический факультет.
У школьников возникла необходимость расширения кругозора и осмысления своего места в природе.
Многие свободно стали формировать свое мнение, научились отстаивать свою точку зрения.
Расширились творческие способности многих учеников.
Активизировался поиск дополнительных сведений из различных источников.
Появился живой интерес к разнообразным видам деятельности на уроке и во внеклассной работе.