Этапы заселения и освоения Америки. Типология стран Америки.
Слайд 2Цель и задачи урока
рассмотреть особенности населения и его размещения на
материке;
называть и показывать крупнейшие народы, заселявшие континент, наиболее распространенные
языки, религии, виды хозяйственной деятельности населения;
объяснить особенности размещения населения, виды хозяйственной деятельности;
определить и описать особенности ГП страны, размещения населения по территории страны.
Слайд 3Кратко ответьте на вопросы:
Северная Америка располагается в … полушарии, а
Южная - …
На западе материков расположены горы ...
Самая
большая река Северной Америки – ...
Какие океаны омывают берега Северной и Южной Америки?
Перечислите озера, составляющие Великие Североамериканские озера.
Что такое «каньон»?
Какая река соединяет озера Эри и Онтарио?
Каким бассейнам принадлежат реки Северной и Южной Америки?
Слайд 6 Первые переселенцы с северо-востока Азии появились в Америке около 40
тыс. лет назад. Пройдя по сухопутному “мосту” на месте современного
Берингова пролива, они вначале заселили полуостров Аляску и территорию до степной зоны. Первые переселенцы занимались собирательством и охотой (на мамонтов, овцебыков, медведей). В результате многие виды животных были истреблены за сравнительно короткое время. Ученые говорят, что первая экологическая катастрофа в истории Америки произошла именно в этот период.
Вторая волна переселенцев прибыла из Азии около 25 тыс. лет назад. Таким образом, росло количество американцев и усложнялся их языковой состав. Хотя по внешним признакам они относятся к монголоидам, длительная изоляция и необходимость приспосабливаться к новым условиям наложили отпечаток на их внешность. В их облике появились новые, специфические черты. Потепление климата после эпохи оледенения способствовало массовому освоению американских земель и переходу некоторых племен на оседлость. Ученые предполагают, что первое оседлое поселение появилось в Америке около 10 тыс. лет назад в районе современного Чикаго.
Слайд 9
Эскимосы- самый северный, выносливый и неприхотливый народ. Численность этого народа
110 тыс. человек.
Эскимосы создали особую арктическую культуру охотников и
рыболовов. Научились добывать пищу в суровых условиях тундры.
Одно из самых замечательных изобретений эскимосов - сферический дом из снежных кирпичей – иглу.
Слайд 12Племена индейцев, заселявших Америку
Существование в условиях изоляции друг от друга
индейских племен на Американском континенте стало причиной не только их
внешнего несходства, но и различий в образе жизни и в языковом составе.
Алгонкины, преобладавшие среди индейских племен, населявших Северную Америку, занимались охотой, рыболовством, ремеслами. Их жилище вигвам и очень легкие лодки стали символами всех индейцев.
Север современной Мексики населяли смелые племена апачей. Они строили многоэтажные дома из обтесанных камней и занимались поливным земледелием. Древние жители побережья Мексиканского залива ольмеки заложили основы хозяйственно культурного развития более поздних цивилизаций (майя и ацтеков). Они, наряду с усовершенствованием методов повседневного хозяйствования, занимались переписью, черчением, составлением календарей, имели письменность.
Слайд 15Амазонию и Патагонию в Южной Америке населяли гораздо более отсталые
по уровню развития племена по сравнению со своими северными и
западными соседями. Они употребляли в пищу только готовые дары природы.
До прихода европейцев на территории Америки существовали три крупнейших государства, образованные ацтеками, инками и майя.
Основу экономики этих цивилизаций, достигших высокого уровня развитии составляло сельское хозяйство. Сейчас многие культурные растения, потребляемые в пищу, сначала были завезены в Европу и лишь, затем распространились в других частях света.
Слайд 20Колонизация Америки
В начале XVI в. началась массовая и стремительная колонизация
Америки европейцами. Индейская цивилизация, достигшая по сравнению с европейской более
высокого уровня социально-культурного развития, не смогла выдержать натиска колонизаторов. На протяжении двух веков караваны кораблей вывозили в Европу лучшие образцы искусства индейской цивилизации, изделия из золота и драгоценных камней. Золотые украшения и изделия переплавляли в монеты. Можно сказать, что последующее обогащение и расцвет европейских стран произошли благодаря золоту, награбленному у американских индейцев.
Слайд 21Заселение Северной Америки европейцами
Слайд 22Несмотря на планомерное экономическое, политическое и социальное притеснение индейцев, европейцам
все же не удалось их поработить. Поэтому колонизаторам не оставалось
другого выхода кроме физического их истребления и вытеснения с родных мест. В результате за два с половиной века численность коренного населения Америки сократилась в несколько раз, а на некоторых островах Карибского моря, оказавшихся под властью испанцев, индейцев вообще не осталось.
Слайд 23На освобожденных от местного населения землях в Центральной и Южной
Америке, на плантациях юга современных США стали возделывать различные культуры.
На обширных помещичьих землевладениях — латифундиях (от лат. латус—“обширная”, фундус — “земля”) применялся труд рабов, завезенных из Африки. Таким образом, зародилась такая отрасль хозяйства, как плантационное хозяйство.
Слайд 24
индейцы
белые
негры
метисы
мулаты
самбо
Колонизация
– освоение
Колонисты - переселенцы
Европейская колонизация в корне изменила и культурно-географический облик Америки. Здесь происходило беспрецедентное смешение рас и народов, и возникли совершенно новые этнические группы.
Слайд 25Типология стран Америки
Традиционно территорию Америки по особенностям освоения и
заселения делят на два историко-географических региона. На севере возникла Английская
Америка, где преобладали английские колонии, а Центральную и Южную Америку, где господствовали латиноязычные колонизаторы (испанцы и португальцы), стали называть Латинской Америкой. Эти регионы сильно отличаются друг от друга по направлениям развития экономики, составу населения, уровню социального развития.
Слайд 28Задание на дом
Прочитать параграф 34
Ответить на вопросы в
конце параграфа
Слайд 29Рефлексия
Продолжите фразу :
Я сегодня на уроке узнал, что……………………..
Мне понравилось………