Слайд 1Этноконфессиональная сфера
Юга России: точки напряженности
Тимур А. Халилов
Слайд 2Религии нередко процветали в те времена, когда исчезали надежды, когда
все остальные типы социальных связей рушились, как раз это и
происходит сейчас во многих частях планеты. Прежние социальные связи разрушаются, и люди перестают понимать, во что они верят, к какой общности принадлежат, кто их друзья, а кто – враги.
Слайд 3«Людям необходимы сообщества,
в которых они могли бы найти духовный
приют и ощущение физической безопасности.
В результате мы сталкиваемся со
странной ситуацией:
чем больше в мире социальных расколов и размежеваний,
тем сильнее в нем роль религий»
Д. Белл, В. Иноземцев
«Эпоха разобщенности»
Слайд 4Религия служила и служит очень важным инструментом самоопределения человека, формирования
того, что нередко называют идентичностью.
Слайд 5Религия сегодня является мощным политическим ресурсом…
Слайд 6Проект Института общественного проектирования и ВЦИОМ
«Мировоззрение и идеология современной
российской элиты», 2010 г.
Слайд 7Юг России и Большой Кавказ –
трансграничные пространства
со сложными геополитическими
процессами
Слайд 8Факторы, влияющие на ситуацию на Юге России:
распад СССР и последовавший
за этим глубокий системный кризис;
передел собственности, особенно в курортно-рекреационных зонах;
маргинализация
населения;
отсутствие «общей» истории;
распространение сепаратистских настроений;
рост преступности;
низкий уровень эффективности региональных бюрократических систем;
моральная деградация общества, деформация правосознания, правовой нигилизм;
…
Слайд 9Напряжения и конфликты в:
Республике Адыгея;
Республике Дагестан;
Кабардино-Балкарской Республике;
Карачаево-Черкесской Республике;
Краснодарском крае;
Ставропольском крае.
Слайд 11Межконфессиональные отношения в республике бесконфликтны. В основном население исповедует православие
(РПЦ) и ислам. Православные церкви и мечети имеются в большинстве
населенных пунктов. Лидеры традиционных конфессий входят в различные общественные советы и выступают в СМИ. По оценкам местных экспертов, активно верующими можно назвать примерно 10-15% населения.
Слайд 13В республике современный националистический (этнический) экстремизм тесно смыкается с конфессиональным
экстремизмом. Для привлечения на свою сторону сторонников этнические экстремисты широко
используют религиозно-экстремистские идеи, нередко пытаются подменить национализм религией или синтезировать эти два понятия. Не случайно в последние годы наблюдается стойкая тенденция соединения религии и политики, которая по мнению многих экспертов, способствует развитию конфликтности в собственно межконфессиональных и межэтнических отношениях в регионе.
Слайд 15Современная ситуация в регионе далека от идеальной. Республика не кажется
тихим уголком Кавказа. Имеется много нерешенных проблем, в т.ч. и
тлеющие конфликты, значительная часть которых лежит в плоскости межгрупповых/межэтнических противоречий. Не стоит сбрасывать со счетов и религиозный фактор, который до сих пор значим в республике, обладающей значительным религиозно-экстремистским подпольем в виде сетевых джамаатов. Все эти проблемы усугубляются экономическими трудностями.
Слайд 17В республике имеет место этноконфессиональная напряженность. Так, 18 мая 2009
г. на заседании президиума регионального общественного движения «Русь» был рассмотрен
вопрос об инциденте, произошедшем в Доме правительства на встрече представителей Общественного совета КЧР с группой членов Общественной палаты РФ. Тогда первый заместитель председателя правительства И.И. Алиев назвал предложения архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана по возобновлению богослужения в древних христианских храмах КЧР провокацией и «плохими играми», задевающими национальные интересы народов КЧР.
Слайд 19При внешнем благополучии в сфере конфессионального взаимодействия отношение молодых людей
к различным религиозным группам нельзя назвать однозначно уважительным. Скорее, можно
говорить о некоем балансе между религиозной корректностью и ее отсутствием.
Однако самостоятельной проблемы религиозного экстремизма в крае нет.
Слайд 21По мнению многих экспертов, в настоящий момент в регионе формируются
устойчивые этноконфессиональные идентичности, которые приобретают политическую окраску. В частности, можно
говорить о повышении конфликтогенной готовности молодежи и ее стремлении к объединению на основе сугубо этноконфессионального начала. Популярны ксенофобные настроения и среди русского населения.
Слайд 22Выводы:
необходимо развивать гражданский сектор Юга России;
вести активную просветительскую деятельность;
повышать уровень
образованности населения региона;
снижать уровень безработицы;
создавать качественные каналы трансляции важных и
нужных смыслов (новые медиа);
формировать атмосферу добрососедства, используя межкультурную дипломатию;
формировать общегражданскую идентичность.