Слайд 1Формирование экологического мышления на уроках географии
Учитель:
Петрова О. Г.
Слайд 2«Уже с самого раннего возраста в сознании человека должно укрепиться
ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе».
Н.Н.Моисеев, академик
РАН.
Слайд 3Цель:
формирование экологического мышления, фундаментом которого являются
достоверные знания, практические умения направленные
на
охрану природы.
Слайд 4Целевой компонент
Обучающие цели:
-формирование и развитие
системных знаний и умений
Развивающие
цели:
развитие способностей и
потребностей в экологической
деятельности;
- интеллектуальное развитие
Воспитательные цели:
формирование
глобально
ориентированного научного
мировоззрения
Слайд 5Содержание экологического обучения и воспитания
Знаниевый компонент
Деятельностный компонент
Эмоционально – ценностный
компонент
Процессуальный
компонент
Слайд 6Урочная деятельность
дискуссия
исследовательская
деятельность
элементарное
географическое
прогнозирование
составление и решение задач экологического
содержания
картографирование
Модель активизации познавательной деятельности
обучающихся на уроках географии по развитию экологических знаний
Экологически грамотная личность
обучающегося
Слайд 7Развитие экологических знаний на уроках географии.
При отборе содержания
экологического воспитания (обучения, образования, развития) учитываются следующие положения:
1. цель экологического
образования;
2. знания;
3. содержание;
4. экологическое образование - часть общего образования;
5. нормы экологически грамотного безопасного поведения;
6. обучающийся должен осознать себя как часть природы.
Слайд 8Развитие экологического мышления возможно только с помощью проблемного обучения.
В
основе проблемного обучения лежат понятия:
проблемная ситуация, т.е. состояние интеллектуального затруднения
ученика, пути, преодоления которого требует поиска новых знаний новых способов деятельности;
учебная проблема, т.е. осознание элемента, вызывавшего затруднение, это проблемная ситуация, принятая человеком к решению;
проблемный вопрос – (задание или задача) как форма выражения проблемы – противоречие между имеющимися знаниями и требования задания. Решение связано с поиском новых способов деятельности.
Слайд 9ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
1. Осознание проблемной ситуации.
2. Формирование проблемы.
3. Применение известных
способов действия.
4. Формирование гипотезы.
5. Проверка гипотезы.
6. Общие выводы.
Слайд 11 В качестве примера элементарного географического прогнозирования на
уроке и в других формах организации учебного процесса можно привести
работу со схематическими моделями природных комплексов.
Слайд 12При этом учебная работа с моделью включает в себя следующие
действия:
1) выявить влияние одного компонента на другие, заполнить соответствующие клетки
схематической модели ПТК;
2) составить характеристику природного комплекса по типовому плану, используя содержание заполненных граф модели;
3) оценить последствия человеческого воздействия на ПТК, предсказать возможные изменения в природных комплексах, к которым может привести тот или иной вид природопользования;
4) определить направления хозяйственной деятельности людей (в том числе, природоохранные меры) с целью сохранения свойств природы.
Слайд 13Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное
поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных вод,
ограничивающих их
использование, а также
негативно влияющих на
состояние дна и береговых
водных объектов.
Из творческих работ учеников
Слайд 15 Основными источниками
загрязнения водоемов
служат
предприятия черной и цветной
металлургии, химической и
нефтехимической промышленности,
целлюлозно-бумажной,
легкой промышленности.
Микробное загрязнение вод происходит в результате поступления в водоемы патогенных микроорганизмов. Имеет место также тепловое загрязнение вод в результате поступления нагретых сточных вод.
Из творческих работ учеников
Слайд 20Пути решения проблемы загрязнения водных ресурсов:
1.Ограничить объемы сбросов промышленных стоков
в водоемы.
2. Усовершенствовать технологии производства, очистки и утилизации.
3. Разработка
новых безотходных технологий и сооружений по очистке.
4. Разработка развитой законодательной базы, которая позволила бы реально защитить окружающую среду от вредного антропогенного воздействия.
Слайд 21Задача 1. Известно, что в начале 60-х гг. средняя глубина
Аральского моря составляла около 30 м. Забор воды для орошения
из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи привел к уменьшению объема и площади этого водоема. Гидрологи подсчитали, что ежегодно уровень Арала понижается на 40 см. Требуется вычислить, когда может прекратить свое существование Аральское море, если не принять срочных мер.
Задача 2. Подсчитайте, какой объем воды потребуется городу с населением 1 млн человек для разбавления сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность такого города в чистой воде составляет около 0,5 млн куб. м.
Перед сбросом в водоемы сточные воды должны быть разбавлены в 20-кратном объеме чистой воды.
Задача 3. Установлено, что 1 т нефти, разлитой по водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью около 6 кв. м. Найти, какую площадь акватории займет нефтяная пленка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т?
Слайд 22Анкетирование
1. Знаешь ли ты значение термина «Экология»?
Слайд 232. Кем является человек для природы?
Слайд 243. Считаешь ли ты, что можешь повлиять на состояние окружающей
среды?
Слайд 25В анкетировании приняли участие 85 учеников, что в расчетах составит
100%.Полученные результаты представлены на диаграмме.
Слайд 26Средние оценки уроков по результатам анкетирования учащихся.
Слайд 27Диаграмма качества знаний:
2008-2009 учебный год
Слайд 28Диаграмма качества знаний:
2009-2010 учебный год.