Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников
Кафедра естественнонаучных дисциплин
«Формы самостоятельной работы
учащихся основной школы на уроках биологии и географии»
Выполнила: Медведева Екатерина
Александровна, учитель биологии и географии МБОУ Одинцовской гимназии № 11
Москва 2015 г.
Слайд 2Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя
передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам.
Цель:
разработка методики организации самостоятельной работы учащихся по биологии и географии на основе исследовательского подхода.
Основные задачи:
1.Изучить проблему организации самостоятельной работы учащихся в методической и психолого-педагогической литературе.
2.Выявить возможности проблемного проведения самостоятельной работы по биологии.
3.Разработать конспекты лабораторных занятий, практических работ, внеклассных занятий с использованием проблемного, частично-поискового методов при организации самостоятельной работы.
Слайд 3При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности
как одной из ведущих черт ученика и выступает средством, обеспечивающим
для школьников:
Сознательное и прочное усвоение знаний по предмету
Развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний
Овладение способами и приемами самообразования
Слайд 4Для достижения поставленных целей большое значение имеют условия организации самостоятельной
работы
деление занятия на обязательную и творческую части
увеличение удельного веса интенсивной
работы с более подготовленными учащимися
исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе
регулярность консультаций с обучаемыми
Слайд 5В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
-
Обучающие
- Тренировочные
- Закрепляющие
- Повторительные
- Развивающие
- Творческие
- Контрольные
Слайд 6Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая
выделяет пять групп деятельности:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно
приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование учений и навыков практического характера;
5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Слайд 7Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности
в процессе обучения:
1.Цель и план работы ученик определяет с помощью
учителя.
2.Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.
З.Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.
4.Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.
Слайд 8Практический опыт
1.Систематически проводимая самостоятельная работа
2.Организация выполнения учащимися разнообразных по
дидактической цели и содержанию самостоятельных работ
3.При тщательно продуманной методике проведения
самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера
Слайд 9Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного
раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех
основных этапов:
Вводно - мотивационный этап
Рефлексивно-оценочный этап
Операционно-познавательный этап
Слайд 10Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах.
Подготовка к семинару сводится к следующему плану:
Выбор темы, определение задач.
Подбор
дополнительной литературы.
Подготовка вопросов для обсуждения.
Распределение заданий и тем для сообщений.
Организация предварительной работы, консультации.
Определение критериев оценки выступлений.
Выбор методов и приемов проведения.
Подбор средств наглядности.
Составление плана проведения семинара.
Слайд 11План рецензии:
Соблюдение регламента выступления.
Соответствие содержания выступления теме.
Логика построения выступления.
Использование наглядного
материала, культура речи.
Эмоциональность.
Слайд 12В организации научно-исследовательской деятельности школьников можно выделить несколько этапов:
Мотивация научно-исследовательской
работы
Выбор школьником направления исследования
Постановка задачи исследования
Фиксирование и предварительная обработка данных
Обсуждение
результатов исследования на заседании
Оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции
Слайд 13В методике проведения практик выделяют три этапа:
Подготовка практики
Выход учащихся к
изучаемым объектам
Обработка материалов практики и подведение итогов
Слайд 14Заключение
В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации
самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося
и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.
Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.
Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.
Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.