Слайд 1Географические задачи
Степанова Н.Н., зав. РМК Киевского района г. Донецка, учитель
географии
Слайд 2Основные задачи географии согласно новым ГОС
овладение основами картографической грамотности и
использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными
навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, …
Слайд 3 В результате изучения курса географии ученик должен уметь применять
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Слайд 4 Географические задачи – это
это вопросы
(Почему? Как? Зачем?...)
или
предложения
(найдите, докажите, установите…),
требующие от ученика активной мыслительной деятельности,
которая позволит установить связи между фактами, выразить оригинальные гипотезы.
Слайд 5Задачи стимулируют продуктивную учебную деятельность, формируют познавательный интерес и развивают
интеллектуальные и творческие способности.
При составлении географических задач необходимым условием является
учёт основных дидактических требований, регламентирующих как репродуктивную, так и продуктивную деятельность учащихся.
Слайд 6Географические задачи формируют навыки:
анализировать;
синтематизировать;
сравнивать;
классифицировать;
обобщать
понятия.
Слайд 7Репродуктивная деятельность включает:
Слайд 8Конкретные знания:
путём использования мыслительных операций происходит усвоение определённой суммы
понятий (их структура, свойства, видимые функции).
Слайд 92. В процессе накопления таких понятий происходит их обобщение:
путём
сравнения, классификации, выявления общего и отличий, нахождения наиболее характерных особенностей.
Слайд 10При продуктивной деятельности процесс учебного познания протекает в три этапа:
Слайд 111) абстракция как наиболее общее представление о явлении;
2) восхождение
к конкретному, где срабатывает репродуктивная деятельность;
3) формирование второй абстракции
с использованием всего богатства конкретного, эмпирического для построения определённой теории, выведения правила, закономерности, закона.
Слайд 12Группы географических задач
I группа
Задачи, решение которых требует от
учащихся достаточно широкого кругозора, овладения широкой базой данных.
Слайд 13Группы географических задач
II группа
Задачи, требующие использования причинной связи.
Это работа с информационно-открытыми системами.
Слайд 14Группы географических задач
III группа
Задачи, требующие умения выдвигать гипотезы,
объяснять определённые факты, проверять их правильность.
Слайд 15Группы географических задач
IV группа
Задачи с использованием межпредметных связей.
Слайд 16Группы географических задач
V группа
Задачи, в которых существенную роль
играет динамика, изменения систем во времени.
В целом, это задания
на эволюционную и экологическую тематику.
Слайд 17Альтернативная классификация географических задач
Задачи, формирующие ценностно-смысловое отношение
Задачи, стимулирующие возникновение внутренней
мотивации для поиска решения задач
Задачи, вызывающие необходимость личностной оценки её
значимости
Задачи, направленные на усвоение понятий, представлений
Задачи на усвоение причинно-следственных связей и закономерностей
Задачи, связанные с различными источниками информации
Слайд 18Альтернативная классификация географических задач
Задачи, требующие понимания учебного материала, применения ранее
усвоенных знаний в знакомой ситуации
Задачи, формирующие умения видеть проблемы
Задачи, формирующие
умения вырабатывать гипотезы
Задачи, формирующие умения высказывать суждения и делать умозаключения
Задачи, формирующие умения классифицировать и развивать у учащихся способности к комбинаторике
Слайд 19Альтернативная классификация географических задач
Задачи, формирующие умения экспериментировать
Задачи, связанные с
умением прогнозировать
Задачи, требующие внедрения полученных результатов
Задачи, содержащие реальные проблемы, требующие
нестандартных решений
Проблемно-творческие задачи
Слайд 21Т1 (0° ш., 30 ° в.д.)
Т2 (0° ш., 60 °
в.д.)
Т3 (0° ш., 70 ° в.д.)
Т4 (0° ш., 100 °
в.д.)
Т5 (20° ю.ш., 50 ° в.д.)
Т6 (20° ю.ш., 80 ° в.д.)
Т7 (40° с.ш., 60 ° в.д.)
Т8 (20° с.ш., 90 ° в.д.)
1
2
3
4
5
6
7
8
Соединить точки:
1-2-3-4
1-5, 5-6, 4-6
2-7, 7-8, 2-8
Слайд 22Задача № 2.
При помощи топографического знака определите, сколько м3
древесины содержит лес на площади 1 га (каждое дерево принять
за цилиндр).
Слайд 23Решение
1 га = 10 000 м2 (квадрат со стороной 100 м
).
Согласно условию: высота дерева 20 м, диаметр ствола 0,30,
расстояние между деревьями 5 м. Определим, сколько деревьев растет на площади 1 га: 100:5 = 20 деревьев, значит, на 1 га растет 400 деревьев (20*20 = 400).
Определим, сколько м3 содержит 1 дерево.
h= 20 м; R=0,15; d=0,30; Sосн=πR²
V= Sосн*h, V= 3,14 *0,152*20, V= 1,413 м3
400*1,413 м3= 565,2 м3
Ответ: 565,2 м3
Слайд 24Задача № 3
Каково кратчайшее расстояние между Лондоном и Анадырем
по поверхности Земли (с точностью до 100 км)?
Слайд 25Решение
Оба пункта расположены, в принципе, на одном меридиане: Лондон –
0°д. и Анадырь – 180°д. В таком случае кратчайшее расстояние
между ними есть дуга большого круга. В градусной системе исчисления длина дуги равна сумме разностей широты Северного полюса (90°) и обоих пунктов (Лондон – 51,5° с.ш., Анадырь – 64,5° с.ш.).
Т.е.: (90°-51,5°) + (90°-б5°) = 63,5°.
Длина дуги в 1° = 111 км х 63,5 = 7048,5 км.
Ответ. 7048,5 км
Слайд 26Задача № 4
Самолёт вылетел из Санкт-Петербурга и пролетел строго
на восток 3333 км, после чего повернул строго на право,
и, пролетев 3333 км, повернул строго на запад и, пролетев 3333 км, повернул на север и, опять пролетев 3333 км, приземлился. Каковы координаты точки приземления самолёта (с точностью до 1 градуса координат)
Слайд 27Решение
Санкт-Петербург: 60° с.ш., 30°в.д.
На восток по 60-й параллели (1° -
56 км) летит 3333 км: 3333:56 = 60° (Т.1: 60°
с.ш., 90° в.д.).
Направо по меридиану 90° (1° - 111 км) летит 3333 км: 3333 :111 = 30° (Т.2: 30° с.ш., 90°в.д.).
На запад по 30-й параллели (1° - 96 км) летит 3333 км: 3333:96 = 35° (Т.3: 30° с.ш., 55°в.д.)
На север по меридиану 55°в.д. (1° - 111 км) летит 3333 км: 3333 :111 = 30° (Т.4: 60° с.ш., 55° в.д.)
Ответ. Точка приземления - 60° с.ш., 55° в.д.
Слайд 28С-П: 60° с.ш., 30° в.д.
Т.1: 60° с.ш., 90° в.д.
Т.2: 30°
с.ш., 90° в.д.
Т.3: 30° с.ш., 55° в.д.
Т.4: 60° с.ш., 55°
в.д.
1
2
3
4
0
Слайд 29Задача № 5
Какой из нижеуказанных спортсменов расположен ближе к
центру Земли и насколько (с точностью до 0,5 км): Альпинист
на вершине горы Казбек или морской яхтсмен на экваторе?
Слайд 30Решение
Ход решения.
Экваториальный радиус Земли на 22 км больше полярного.
Таким образом, на широте г. Казбек, примерно 45° с.ш., это
превышение составляет около 11 км. Высота г. Казбек 5 км (5033). Следовательно, альпинист находится на относительной высоте 11 км + 5 км = = 16 км, а яхтсмен на 22 км.
Ответ. а) Альпинист б) на 6 км
Слайд 31Задача № 6
Орел кружит над степью на высоте 75
м. Определите, как далеко он видит вокруг себя.
Слайд 33Задача № 7
Ширина реки – 20 м, средняя глубина
– 1,5 м, скорость течения реки – 2 м/с. Определите
расход реки на данном отрезке.
Слайд 34Решение
Ход решения.
Расход воды Q = F*V; F = Ш*h
F
- площадь поперечного сечения, м²
V – скорость течения реки, м/с
Ш
– ширина реки
h – глубина реки
Q = 20 м*1,5 м*2 м/с = 60 м3/с
Ответ. 60 м3/с
Слайд 35Задача № 8
В Индийском океане произошло землетрясение (эпицентр имеет
координаты 10 ю.ш., 970 в.д.), в результате которого возникли гигантские
волны-цунами. Через какой промежуток времени цунами, достигнут одного из Мальдивских островов (10 ю.ш., 720 в.д.), если скорость их движения составляет 900 км/ч?
Слайд 36Решение
S=v * t, значит t=s/v.
По условию дана скорость, нужно
найти расстояние, которое проходит волна.
Эпицентр землетрясения имеет координаты 10 ю.ш.,
970 в.д.
Остров из Мальдивских островов имеет координаты 10 ю.ш., 720 в.д.
S = 970 в.д. - 720 в.д. = 250 расстояние от эпицентра до острова Мальдив.
Протяженность 10 по экватору 111,3 км (т.к. атласами пользоваться не разрешалось, допускается от 111 км до 111,3 км, т.к. 10 ю.ш. – приэкваториальная зона)
250 х 111,1 км = 2777,5 км
t = s/v
t = 2777,5 км : 900 км/ч = 3 часа
Ответ. 3 часа
Слайд 37Задача № 9
Определите, с какой линейной скоростью движется точка
земной поверхности, на которой расположен город Донецк, во время суточного
вращения Земли (длина дуги 10 на 48-й параллели составляет 74,6 км).
Слайд 38Решение
Линейная скорость – это скорость, с которой движется точка на
той или иной параллели во время суточного вращения Земли.
V =
L/t
длина дуги 10 на 48-й параллели составляет 74,6 км, т.е.:
3600 х 74,6 км = 26856 км – длина 48-й параллели
V = 26856 км : 24 ч = 1119 км/ч
Так как линейную скорость выражают в м/с, то
L = 26856 км х 1000м = 26856000 м
T = 24 ч х 60 мин. х 60 сек = 86400 с
V = 26856000 м : 86400 с = 310 м/с
Ответ. 310 м/с
Слайд 39Задача № 10
В стране с населением 10 млн человек
и территорией 60 тыс.км2 городское население составляет 70%. Определите плотность
сельского населения в этой стране.
Слайд 40Решение
Население сельское:
100% - 70% = 30%
Для определения количества составим пропорцию:
100%
- 10 млн человек
30% - х млн человек
х=30*10/100 = 3
млн человек (численность сельского населения)
3 млн человек /60 тыс. км2 =
= 3000 тыс. человек /60 тыс. км2 = 50 чел /км2 - плотность
Ответ. 50 чел /км2
Слайд 41Задача № 11
Вычислите падение и уклон реки, длина которой
– 3000 км, высота истока – 260 м, а устья
– (-20 м).
Слайд 42Решение
Уклон реки = Падение реки / Длина реки
У = П
/ L
Падение реки = Высота истока – Высота устья
П =
hu - hу
Значит,
П = 260 – (-20) = 280 м (28000 см)
У = 28000 см/ 3000 км = 9,3 см/км
Ответ. 9,3 см/км
Слайд 43Задача № 12
Определить численность населения государства на конец года
по данным:
численность населения на начало года – 4073 тыс. чел.,
рождаемость – 11,5 ‰, смертность – 54 тыс. чел., прибыло – 126 тыс. чел., выбыло – 94 тыс. чел.
Слайд 44Решение
ЧН на конец года = ЧН на начало года +ЕП
+ МП.
4073 тыс. чел. – 1000 ‰
Х тыс. чел. –
11,5 ‰, Х (рождаемость) = 47 тыс. чел.
ЕП = Р – С = 47 тыс. чел. – 54 тыс. чел. = - 7 тыс. чел. (население сокращается)
МП = Прибывшие - Выбывшие,
МП = 126 тыс. чел. - 94 тыс. чел. = 32 тыс. чел.
ЧН на конец года =
= 4 073 тыс. чел. – 7 тыс. чел. + 32 тыс. чел. =
= 4 098 тыс. чел.
Ответ. 4 098 тыс. чел.
Слайд 45Задача № 13
Определить грузооборот между г.Уфа и г.Янаул за
год. Расстояние между ними 260 км. Ежедневно перевозится 6 тыс.
т груза.
Решение: Г= m*L (ткм),
Г= 6 тыс. т * 260 км * 365 дней,
Г= 569 млн. т км
Ответ: 569 млн. т км
Слайд 46Полезные ссылки
https://www.youtube.com/watch?v=P_5z_deYW_I
https://www.youtube.com/watch?v=FX-Jeurce0s
https://www.youtube.com/watch?v=WrlAPcNCPjw
https://www.youtube.com/watch?v=FQquMCzvKGY