Слайд 2Г е р б
условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком
государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические
традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательством.
Слайд 3Т о т е м ы
Изобретение и использование всякого рода
знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или
для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Магический защитник племени (чаще всего был зверем)
Тотемы индейцев Канады.
Слайд 4Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи,
знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности.
В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел.
Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны.
Слайд 5Р о ж д е н и е г е
р б о в
Яркое и красочное искусство геральдики развилось в
мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии.
Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны.
Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года,
Слайд 6Р а н н е е с р е д
н е в е к о в ь е
Собственно гербы
появились в раннем Средневековье, в эпоху Крестовых походов, у закованных в доспехи рыцарей, а со второй половины XIII в. стали обязательным атрибутом любого дворянина.
Слайд 7С XII века доспехи становятся всё более и более сложными,
шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню
целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака.
Слайд 8
Опознавательный знак рыцарей ордена госпитальеров - красный крест на белом
плаще
Слайд 9Р ы ц а р с к и е т
у р н и р ы
Турниры появились до крестовых походов.
Имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию.
Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором.
Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров - "Statutum Armorum".
Слайд 10Г е р о л ь д ы
Герольды систематизировали
знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления
и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику".
Обязанности герольда делились на три главные группы:
на них возлагалось объявление войны, заключение мира
обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях
на них возлагались чисто геральдические обязанности
Слайд 11Г е р а л ь д и ч е
с к и е
ц в е т а
В
геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.
Металла два: золото и серебро.
Слайд 12Главные геральдические эмали
Лазурь Червлёнь Пурпур
Зелень Чернь
Червлёнь - (красный) Получался смешиванием
сурика и киновари.
Лазурь - (голубой) Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелень - (зелёный) Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Пурпур - (пурпурный) Получался смешиванием кармина и розового лака.
Чёрнь - (чёрный) Наносился жжёной слоновой костью.
Слайд 14С и м в о л и с т и
ч е с к о е
з н а ч е н и е
ж и в о т н ы х и р а с т е н и й
Слайд 16Г е р а л ь д и ч е
с к и е
к р е
с т ы
Слайд 17С о с т а в н ы е
ч а с т и
г е р б
а
Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты - шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз.
герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн:
Слайд 18Щ и т
Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально
существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем
в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.
Слайд 19Н а в е р ш и е
Навершие, нашлемник или
шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из
рогов животных и перьев птиц.
Главные типы нашлемников следующие:
Рога
Крылья
Перья и флаги
Естественные фигуры (человека или животных)
Искусственные фигуры
Щитовые доски
Головные уборы
Слайд 20Р о г а
Рога бывают двух видов - воловьи, в
виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими
по обе стороны шлема.
Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.
Слайд 21Ф л а ж к и
Флажки изображаются маленькими, на подобие
вымпелов, треугольными или квадратными. Если флажков несколько, они располагаются веерообразно
и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.
Слайд 22К р ы л ь я
Крылья как правило изображаются парами,
причем их положение - прямое или профильное - зависит от
положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.
Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.
Слайд 23Е с т е с т в е н н
ы е ф и г у р ы
Существуют следующие типы таких нашлемников:
Отдельные части тела человека или животного.
Туловища или бюсты человека и животных.
Возрастающие фигуры. Изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами.
Полные фигуры человека или животного.
Слайд 24П е р ь я
Перья бывают трех типов - петушиные,
павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять
и т.д., обычно в виде веера.
Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.
Слайд 25Искусственные фигуры Щитовые доски
Головные уборы
Особенно интересны такие нашлемники, в которых
с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий
изображение на гербовом щите.
Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.
В качестве нашлемника используются самые разнообразные и, главное, характерные, головные уборы
Слайд 26Б у р л е т
Бурлетом (англ. wreath, torse) или
бурелетом называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани,
который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к нашлемнику.
Слайд 27Ф л а ж о к
Это флаг, или вымпел,
среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную
форму и прикреплявшийся к древку копья.
Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.
Слайд 28Ш т а н д а р т
Штандарт представляет собой
длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое.
Во время сражения
штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба
Слайд 30 М а н т и я
Мантия как правило
изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами
с кистями.
Слайд 31Г о с у д а р с т в
е н н ы й
г е р б
Р о с с и и
30 ноября 1993 г., указом Президента Российской Федерации, была восстановлена историческая символика Российского государства. Отныне Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны; в лапах орла- скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.
Слайд 32Герб города Мурманска
Описание герба: Щит пересечен, в верхнем голубом поле
золотые силуэт корабля и северное сияние над ним. В нижнем
золотом поле голубая рыба.
Символика: Силуэты корабля и рыбы означают самые распространенные профессии жителей города — моряка и рыбака. Голубой цвет символизирует море и полярную ночь, их красоту и величие. Золотой — богатство морей и земли, полярный день. Северное сияние подчеркивает географическое положение города.
Слайд 33Э м б л е м а
К а
н д а л а к ш и
«Герб в виде
щита французской формы. В червленом поле с лазоревой оконечностью, обремененной летящей серебряной чайкой: справа золотые контуры заводских труб, северным сиянием над и полу шестерней под ними, слева — золотая вершина электрические опоры с двумя волнистыми линиями по щиту».
Слайд 34 Гороховец Серпухов
Камышин
Епифань Богородицк
Москва Петрозаводск
Череповец
Кенигсберг Великий Устюг Воронеж