Разделы презентаций


Игровые технологии на уроках географии

Содержание

Цель моей работы – показать роль игровых технологий в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географииЗадачи: - Анализ теоретической, методологической литературы по игровым технологиям. - Адаптация игровых технологий к

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Игровые технологии на уроках географии
Работа учителя географии МБОУ «Первочурашевская СОШ»

Мариинско-Посадского района ЧР
Красновой Ольги Петровны

Игровые технологии на уроках географииРабота учителя географии МБОУ «Первочурашевская СОШ» Мариинско-Посадского района ЧРКрасновой Ольги Петровны

Слайд 2
Цель моей работы – показать роль игровых

технологий в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии
Задачи:
-

Анализ теоретической, методологической литературы по игровым технологиям.
- Адаптация игровых технологий к уже известным методам и средствам обучения и воспитания.
- Разработка систем игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и местных условий.

Цель моей работы – показать роль игровых технологий в развитии познавательного интереса учащихся на уроках

Слайд 3«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова

человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он

играет.» Ф. Шиллер

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

«Человек играет только тогда,  когда он в полном значении слова человек,  и он бывает вполне

Слайд 4Игра – это способ существования ребенка
Игра является одним из методов,

или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность

и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.

Игра – это способ существования ребенкаИгра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих

Слайд 5Использование игровых технологий позволяет учителю:

Создать комфортные условия, необходимые для овладения

общеучебными умениями и навыками.
Создать условия для воспитания детского коллектива.
Развивать коммуникативные

качества учащихся.
Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
Использование игровых технологий позволяет учителю:Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.Создать условия для воспитания

Слайд 6Целевые ориентации педагогических игр
Дидактические:
- расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение ЗУН

в практической деятельности;
- формирование определенных умений и навыков, необходимых

в практической деятельности;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие:
- воспитание самостоятельности;
- формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающиеся
развитие внимания, памяти, речи, мышления;
умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
умение находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности
Социализирующие
- приобщение к нормам и ценностям общества;
- адаптация к условиям среды;
- стрессовый контроль, саморегуляция;
- обучение общению.

Целевые ориентации педагогических игрДидактические: - расширение кругозора, познавательная деятельность;применение ЗУН в практической деятельности; - формирование определенных умений

Слайд 7Значение игр в обучении
Игра дает учащимся возможность

не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и

сопереживать.
Для ребенка игра – увлекательное прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Значение игр в обучении   Игра дает учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и

Слайд 9Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие, коммуникативные способности учащихся
Положительные

стороны игровых технологий.:
1. Теоретические знания становятся более прочными и осмысленными,

вырабатываются умения анализировать и прогнозировать. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.
2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.
3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.
4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.


умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
организуют групповую деятельность, коллективный поиск решений,
учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения,
развивают и совершенствуют компетентностные навыки и умения,
учат применять полученные знания в новых условиях, учатся использовать полученные знания и умения в новых ситуациях,
способствуют наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества

Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие, коммуникативные способности учащихсяПоложительные стороны игровых технологий.:1. Теоретические знания становятся более

Слайд 10Игровые технологии на уроках географии

«Геоалфавит».
В

этой игре может быть несколько вариантов.
1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.
1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
3. Назовите столицу европейского государства. Париж.
4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана.
5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
7. Какую вы знаете горную страну? Памир.
8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин.
9. Назовите известный вам канал. Панамский.
10. Какие горы расположены в Англии? Пеннины.
Игровые технологии на уроках географии         «Геоалфавит».

Слайд 11Игровые формы уроков обобщающего повторения:

Игровые формы уроков обобщающего повторения:

Слайд 12Интеграция игровых технологий с другими педагогическими технологиями.
На первых уроках географии

курса «География России» в 8 классе чтобы доказать учащимся, что,

действительно, роль географии в нашей жизни велика, я предлагаю провести учащимся исследовательскую работу «География в моей жизни». Цель работы – на контурной карте России обозначить населенные пункты, где учащиеся побывали лично, где живут их родственники или друзья, где происходит действие кинофильма, где произведен тот или иной товар, который вы покупаете, и т.д. Учащимися она воспринимается как игра, так как мы видим соревновательный момент, кто больше объектов обозначит на карте. А также учащиеся при выполнении задания должны проявить фантазию и находчивость.
Чтобы функция географической игры не сводилась только к развлекательной, а задания не носили репродуктивный характер, я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.
Интеграция игровых технологий с другими педагогическими технологиями.На первых уроках географии курса «География России» в 8 классе чтобы

Слайд 13Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу

познания, открытия истины.
Примеры проблемных вопросов.

1.В какой параллели нашей больше всего

учеников, в какой меньше? Почему?
2.Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
3.Почему белые медведи не едят пингвинов?
4.Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода? А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?
6.Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канорском течении температура воды +22Но оно является холодным. Почему?
7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.Примеры проблемных вопросов.1.В какой параллели

Слайд 14 В своей работе я широко использую межпредметные связи, особенно

с литературой. С каждым годом в образовательном процессе всё большее

внимание уделяется компьютерным технологиям, из-за чего связь с литературным художественным словом может быть утрачена.

В своей работе я использую и литературные произведения. Учащиеся с удовольствием ищут примеры стихотворений, где бы описывались те или иные природные явления. Причем я стараюсь усложнить задачу. Так при изучении темы «Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты» в 8 классе учащимся необходимо определить какой тип погоды описан поэтом и объяснить свои выводы

«Под голубыми небесами «Мороз и солнце - Великолепными коврами, День чудесный» Блестя на солнце, снег лежит...”.
“Полдневный час. Жара гнетет дыханье; Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит, И над землею воздух в колебаньи, Мигает быстро, будто-бы кипит…”.

В своей работе я широко использую межпредметные связи, особенно с литературой. С каждым годом в образовательном

Слайд 15Игровые технологии на разных этапах урока.

Игровые моменты возможно использовать

на разных этапах урока.
Применение игры на уроке очень

разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожу примеры некоторых игровых моментов


При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
59 с.ш. 11 в.д. Осло
35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
13 ю.ш. 76 з.д Лима
52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
с.ш. 115 в.д. Чита
42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк
46 с.ш. 75 з.д. Оттава
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

Игровые технологии на разных этапах урока. Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока. Применение игры на

Слайд 16Урок – игровая технология.
Уроки-игры можно разделить на 2 категории: игра

как форма обобщающего контроля и деловая игра. В данном случае

необходимо соблюдать этапы игры: 1. Предварительная подготовка (разрабатывается сценарий игры, класс делится на команды, раздаются роли).
2. Непосредственно игра.
3. Подведение итогов.
При формировании групп необходимо: 1. определить количество учащихся, образующих одну группу (оптимальное количество – 5 человек).
2. читывать личностные качества, уровень знаний и интерес учащихся.
3. Правильно распределить роли. С этой целью, можно провести предварительное анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли руководителя? и т.д.
Задания на игру должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке. При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать также и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и т.п.
Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию можно заменить подробным инструктажем в начале урока.
У руководителя игры существует несколько обязанностей. Он должен выбрать тему, определить объем и вид конкретного материала, смоделировать механизм взаимодействия участников, разработать правила проведения игры, подготовить игровую документацию, ознакомить игроков с функциями той или иной роли, с обязанностями и правилами игры и т.д.
В заключении необходимо проанализировать результаты игры. По ним можно определить заинтересованность учащихся, уровень запоминания материала, степень воздействия обучения на личность учащихся и т.п.
Урок – игровая технология.Уроки-игры можно разделить на 2 категории: игра как форма обобщающего контроля и деловая игра.

Слайд 17«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же

значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок

в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»

1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.
2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.
3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.
4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.

Игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок-диалог.
В процессе игры у учащихся формируются важные качества:
Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения.
Излагать и аргументировать свою точку зрения.
Развивать интеллектуальные умения и способности.
Анализировать различные варианты и точки зрения.
Применять всесторонний подход к обсуждению явления.
Сравнивать и обобщать факты.
Стойко поддерживается интерес к предмету.

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,

Слайд 18Список используемой литературы.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г.
Блаженов

В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.
Болотников Н.В. География.

Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
«География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности». Волгоград: Учитель, 2009 г.
Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии». М:Сфера, 2003.
Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов –на-Дону: «Учитель», 2005 г.
Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. № !
Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (серия). Народное образование, 1998 г.
«Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009.
Ресурсы Интернет.
Список используемой литературы.Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г.Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика