Выполнила: Каратцова Наталья Александровна учитель
географии МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа №1»
Использование
проектно-исследовательской
технологии в обучении географии
МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа №1»
Тевризского муниципального района Омской области
Слайд 2
Скажи мне, и я забуду
Покажи мне,
и я запомню
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Древнекитайская мудрость
Слайд 3Задача общеобразовательной школы
— подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном
потоке информации, умеющую творчески мыслить.
Слайд 4 Задачи моей педагогической деятельности по
теме:
-изучение и внедрение современных педагогических технологий в преподавании предмета;
-создание условий
для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету;
-формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
-создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки. Развития новых навыков общения через интерактивные методы преподавания.
Слайд 5
Исследовательская деятельность направлена на поиск нового знания.
Её можно сравнить с
работой следопыта, который стремится извлечь необходимую информацию чтобы понять окружающий
мир
Слайд 6Исследовательская деятельность решает следующие задачи:
-стимулирует самостоятельность в выборе объекта исследования;
-повышает
самооценку учащихся;
-развивает наблюдательность;
-развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и
я могу);
-развивает уважение к чужому труду.
Слайд 7Критерии исследовательской деятельности
Возрастные и психологические особенности учащихся;
Творческий подход к поставленной
проблеме;
Опыт ученика;
Эмоциональный настрой;
Личностная значимость для ученика
Слайд 8Существуют разные структуры проектно-исследовательской деятельности
1 вариант
Исследование, которому посвящена большая часть
времени, завершается проектом
2 вариант
Проектирование, составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например:
сбором данных, опросом общественного мнения)
3 вариант
В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны
Деятельность учащегося:
- Распознает и четко формулирует проблемы.
- Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками.
-Намечает план действий.
- Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.
- Проверяет гипотезы.
- Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.
Слайд 10 Деятельность учителя:
-Управляю процессом овладения способами получения знаний,
не навязывая своего мнения.
- Управляю развитием умений практически использовать
полученные знания и формирую мировоззрение школьников.
- Обучаю приемам подготовки презентации различных типов.
- Координирую и вдохновляю учащихся в их поисковой деятельности.
Слайд 11 - 6 класс - Самовоспитание «сделай
себя сам»
Работая с ребятами данного возраста, я ориентирую их на
приобретение положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление сказок по теме урока, стихов, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунок.
Слайд 12-7 класс - Научи себя учиться
«самообразование»
Для этого возраста подбираю
задания которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к
обучению: Составление проектов по теме, использование маршрутных листов, презентаций, слайдфильмов, сообщений и докладов.
Слайд 13-8 класс - Утверждай себя «самоутверждение»
В восьмых классах ребятам предлагаю
решать проблемные ситуации, составлять проекты прогнозирующие дальнейшие изменения, слайдфильмы по
теме, проводить агитационные акции по охране окружающей среды и др.
Слайд 14-9 класс - Найди себя «самоопределение»
Ребятам 9 классов предлагаю ряд
самостоятельных работ, где они выступают в роли руководителей районов, промышленных
предприятий, решают проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с использованием различных носителей информации, создают презентации.
Слайд 15-10 класс - Управляй собой
« саморегуляция»
В 10 классе ребята
занимаются исследовательской работой, как на уроке так и в не
урочное время принимают активное участие в НОУ, в научно-практических и краеведческих конференциях.
Слайд 16-11 класс - Реализуй себя «самоактуализация»
Это дети, которые могут уже
без особых проблем использовать все накопленные навыки, адаптированные к современным
условиям жизни, сориентированные на правильный выбор профессии, конкурентные при поступлении в различные учебные заведения.
Слайд 17Многообразие форм представления проектов
Макет географического объекта
Путеводитель
Презентация
Наглядное пособие
Карта
Экскурсия
Школьный музей
-Школьный праздник
-Сайт школы,
класса
-Коллекция минералов, горных пород
-Газета, журнал
-Видеофильм
-Урок для параллельного - класса, младшего класса
-Отчет о практике и др.