Слайд 1Тема 3
Сотрудничество Республики Беларусь в рамках СНГ
Слайд 21. Определение СНГ
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный
договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в
состав СССР.
СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
Территория - 22,1 млн. кв.км.
Численность постоянного населения на 1.01.2010 года - 277 млн. человек
Слайд 4История создания СНГ
1. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и
УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская
пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».
2. В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
Слайд 5История СНГ
1. 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Беларуси
и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России.
2. Россия
: Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7, тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР, так как ратификация данного документа находилась в компетенции только высшего органа государственной власти России —съезда народных депутатов
В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения, вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и ни ратифицировал документ
3. 8 декабря 1991 в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей
Слайд 6История СНГ
4. Алмаатинская встреча: приняли участие главы 11 бывших союзных
республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана,
Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия).
5. Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
6.Сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием,
фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства,
приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.
Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.
Слайд 7История СНГ
Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на
постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик
СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.
Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса.Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.
Слайд 8Членство в СНГ
Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации
являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и
ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств
Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).
Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.
Слайд 9Ратификация основных документов
Слайд 10Членство в СНГ
Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26
августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать
в организации в качестве «ассоциированного члена».
Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому, де-юре — она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ, 19 апреля 1994 года — устав СНГ. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ
14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации
] Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.[
9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года
18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя.
Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.
Слайд 11Членство в СНГ
О своём намерении войти в СНГ, заявляли, в
разные годы, власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также
государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится
Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям[
Такие декларации делали:
декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006, сентябрь 2008 — президент Республики Абхазия,
декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 — президент Приднестровской Молдавской Республики
декабрь 1996 (президент), июль 1998 — парламент и президент Чеченской республики Ичкерия
26 декабря 1991 — Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»
декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 — президент непризнанной Республики Крым[ (Крым, как часть Украины, уже является наблюдателем в СНГ)
февраль 1995 — президент Республики Сербская Краина в Хорватии]
11 апреля 1999 — президент Союзной Республики Югославия.[
Слайд 12Цели СНГ
сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных
областях;
всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной
кооперации и интеграции;
обеспечение прав и свобод человека;
сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
взаимная правовая помощь;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
Слайд 13Сферы совместной деятельности
обеспечение прав и основных свобод человека;
координация внешнеполитической
деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной
политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ
Слайд 14Направления сотрудничества
Сотрудничество в сфере обороны и охраны границ, борьбы с
организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и
угрозам
Гуманитарное сотрудничество
Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств – участников СНГ
Общеполитические проблемы
Правовое сотрудничество
Финансовое сотрудничество
Экономическое сотрудничество
Слайд 15Структура СНГ
Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в
котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные
вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год
Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса.
Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.
Слайд 16Структура СНГ
Председатели Совета глав государств
Медведев, Дмитрий Анатольевич (2010)
Эмомали
Рахмон (2011)
Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске
Председатель
Совета глав правительств
Председатель Совета министров иностранных дел
Слайд 17Исполнительные секретари СНГ
Должность исполнительного секретаря введена в 1993 году:
Коротченя,
Иван Михайлович (1993—1998 гг.);
Березовский, Борис Абрамович (1998—1999 гг.);
Яров,
Юрий Федорович (1999—2004 гг.);
Рушайло, Владимир Борисович (2004—2007 гг.);
Лебедев, Сергей Николаевич (с 2007 г.).
Слайд 18Уставные органы СНГ
Совет глав государств;
Совет глав правительств;
Совет министров
иностранных дел;
Совет министров обороны;
Совет командующих пограничными войсками;
Межпарламентская
Ассамблея;
Экономический суд.
Слайд 19Исполнительные органы СНГ
Экономический совет;
Совет постоянных полномочных представителей государств -
участников Содружества при уставных и других органах Содружества;
Исполнительный комитет.
Слайд 20Органы отраслевого сотрудничества СНГ
Антитеррористический Центр;
Межгосударственный банк;
Межгосударственный статистический комитет;
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
Межгосударственный совет по
чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
Межгосударственный совет по антимонопольной политике;
Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;
Координационный совет государств - участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи;
Электроэнергетический совет;
Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства;
Совет руководителей статистических служб государств - участников Содружества;
Совет руководителей таможенных служб государств - участников Содружества
Слайд 21Целесообразность участия Беларуси в СНГ обусловливается следующими факторами:
Содружество является важной
диалоговой площадкой для обсуждения (в том числе и в узком
формате) не только проблематики многостороннего сотрудничества, но и решения вопросов двусторонних отношений;
в СНГ сохранено технологическое единство транспортной и энергетической инфраструктур, которые работают по унифицированным правилам;
в рамках Содружества действуют 72 отраслевых органа. Анализ их работы свидетельствует о том, что большинство из них являются эффективным механизмом многостороннего сотрудничества, способствуют координации совместных действий в жизненно важных отраслях экономики, в социальном развитии, военном сотрудничестве, борьбе с преступностью и терроризмом и т.д.;
реальные плоды приносит сотрудничество в гуманитарной сфере; при активном участии Республики Беларусь вошло в практику проведение форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников Содружества, молодежных Дельфийских игр и мероприятий в рамках объявляемых в СНГ годов гуманитарной тематики
Слайд 22Приоритеты Беларуси в СНГ
Стратегия экономического развития СНГ на период до
2020 года минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса
Правила определения страны происхождения товаров
(утверждена главами правительств 20 ноября 2009 г.), которая позволяет значительно упорядочить деятельность торгово-промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификат о происхождении товара, таможенных органов государств Содружества
Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики
Программа совместных действий по борьбе с ВИЧ/СПИД
Работа над проектом Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. Республика Беларусь выступила за расширение компетенции Экономического суда. В настоящее время сторонами рассматривается вопрос о наделении Экономического суда СНГ полномочиями по рассмотрению споров в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
Слайд 23Итоги 2010 года
рассмотрены инициированные Беларусью вопросы
«О Стратегии международного молодежного
сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года»,
принято «Обращение Совета глав государств Содружества Независимых Государств в связи с 25-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС».
2010 -год ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; Год науки и инноваций
Слайд 24Итоги 2010 года
претворение в жизнь принятой в 2007 году Концепции дальнейшего
развития СНГ в соответствии с Планом основных мероприятий по ее
реализации. Эти документы дали новый импульс дальнейшему развитию Содружества, повысили результативность его деятельности.
Приоритетное значение придается активизации экономического сотрудничества. В 2008 г. в рамках СНГ принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.
Главами правительств утверждены Приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года и Комплекс мер по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ.
Подписаны Конвенция о пограничном сотрудничестве, а также Соглашение о Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству.
Слайд 25Итоги 2010
В рамках СНГ развивается сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности
и правопорядка. Приняты Концепция сотрудничества в сфере информационной безопасности и
Комплексный план по ее реализации на 2008-2010 гг. Утверждена Программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2009-2011 гг., подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Приоритетной областью взаимодействия в рамках СНГ остается сотрудничество в гуманитарной сфере. Созданы и активно работают Совет по гуманитарному сотрудничеству, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, которые обеспечивают содержательное наполнение и финансирование целого ряда общезначимых мероприятий. По инициативе Республики Беларусь 2009 год был объявлен в Содружестве «Годом молодежи».
Продолжается работа по укреплению и совершенствованию механизмов СНГ. Приняты и реализованы Положение о председательстве в СНГ и Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ.
Слайд 26Итоги 2010 года
В 2010 году подписан Протокол об этапах формирования
общего электроэнергетического рынка СНГ, который будет способствовать расширению торговли электрической
энергией, увеличению количества участников торговли, повышению надежности электроснабжения.
Развитие национальных сетей информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) и объединение их в межгосударственную сеть для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на их национальные рынки призвано способствовать подписанное Соглашение о сотрудничестве в создании, использовании и развитии межгосударственной сети ИМЦ.
Слайд 27Итоги 2010
Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ
на период до 2020 года.
Программа является базовым документом в этой
сфере и направлена на создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ, ее трансформации в экономику знаний и реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.
Слайд 282011 год в СНГ
20 лет Содружеству Независимых Государств
Год
историко-культурного наследия
Год повышения продовольственной безопасности
Слайд 29Критика СНГ
Существует два стойких мифа, касающихся экономических отношений России со
странами СНГ. Первый миф, что Содружество - это черная дыра
для России, оно мало интересно в экономическом плане, и все усилия российской стороны направлены на удержание политического влияния. Между тем, хотя в России и сконцентрировано более 20% мировых запасов природных ресурсов, она имеет острый дефицит марганца, хрома, глинозема, концентратов титана, молибдена, олова, редких металлов, ртути и др. Тогда как в странах СНГ эти полезные ископаемые имеются в избытке.
Второй миф, что развитие экономик стран СНГ в первую очередь зависит от связей с Россией, и Москва имеет в этом плане эксклюзивные позиции на постсоветском пространстве. Однако Азербайджан, Узбекистан и Туркмения в 2009 г. сохранили высокие темпы роста (9,3%, 8,1% и 6,1% соответственно), в первую очередь, из-за высокого спроса на нефть, газ и другие полезные ископаемые на Западе и в Китае. Именно экспорт в «дальнее зарубежье» стал локомотивом роста экономик этих стран СНГ.
За последние 10 лет доля России в экспорте четырех из семи стран СНГ заметно сократилась. В Беларуси треть экспорта сейчас идет в Россию, а 10 лет назад эта доля составляла 50%. Товарооборот Беларуси с ЕС сравнялся с товарооборотом с Россией. По данным ООН, Молдавия в 2000 г. отправляла в Россию 45% экспорта, в 2008 г. — 20%. Казахстан — 20% и 9% соответственно. Отказ Украины присоединиться к ТС связан с тем, что ее экспорт в страны - члены ВТО намного больше, чем экспорт Украины в страны ТС.
Слайд 30Критика СНГ
В новейшей истории стран — участниц СНГ не раз происходили
конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и
межгосударственные. До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например между Беларусью и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ — неведении разведдеятельности внутри СНГ.
С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).
[