Слайд 1Урок географии в 9 классе
тема: «Китай»
Учитель географии Крючкова Л.А.
Краевое государственное
казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»
2014 год
Слайд 2Тема: Китай
Цель: расширить и углубить знания учащихся об одном из
крупнейших государств мира – Китае (Китайской Народной Республике). Продолжить формирование
у учащихся умения давать комплексную характеристику страны. Находить причинно-следственные связи между различными компонентами природы
Задачи: 1) Работа по политической карте Евразии.
2) Повторить географическое положение Индии.
3) Раскрыть историю Китая, его географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, природу, население. Отработать умение определять и показывать границы Китая на карте и в атласе, отмечать граничащее государства.
4) Коррекция и развитие восприятие цвета и формы, пространства, распределения внимания, зрительной и слуховой памяти, развитие логического мышления, связной устной речи.
5) Развивать познавательный интерес, воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, учебники, физическая карта полушарий, физическая и политическая карта Евразии.
Слайд 3Ход урока
I Орг. момент
II Работа по политической карте с иллюстрациями
Рассмотреть иллюстрации, отметить
какому государству соответствует та или иная иллюстрация. Показать это государство
на политической карте и назвать столицу данного государства.
Слайд 4Тауэрский мост. Лондон (Великобритания)
Слайд 5Эйфелева башня, Париж (Франция)
Слайд 9Большой канал, Венеция (Италия)
Слайд 12III Повторение
Повторим государство, которое изучали последним (Индия)
1) Работа по карточкам
Задание. Выбери
правильные ответ и отметь его знаком «+».
Слайд 132. С какими государствами на суше граничит Индия?
(на севере –
с Китаем, Непалом, Бутаном; на востоке – Мьянмой и Бангладеш;
на западе – с Пакистаном и Афганистаном)
3. Назови священное животное Индии.
(корова)
4. Моря какого океана омывают берега Индии?
(с запада – Аравийское море, с юга – Индийский океан, с востока – Бенгальский залив)
Слайд 14IV Новый материал
Какое государство будем изучать сегодня, вы должны догадаться сами.
После
долгого путешествия Марко Поло (итальянский путешественник) попал в очень интересную
страну:
Сейчас в ней живёт пятая часть всего человечества.
Здесь впервые изобрели бумагу, порох, зеркало.
Здесь была построена самая длинная стена.
В этой стране были выведены золотые рыбки.
Именно здесь были напечатаны первые книги.
Слайд 15Итак, мы с вами сегодня познакомимся с Китаем, Китайской Народной
Республикой (КНР)
Выясним географическое положение Китая, рельеф, полезные ископаемые, климат, природные
условия и население.
В конце урока вы ответите на проблемный вопрос:
«Почему на северо-западе и севере Китая находятся крупнейшие пустыни?»
Слайд 16Немного истории
Более чем за тысячу лет до новой эры в
бассейне среднего течения реки Хуанхэ сложилось одно из древнейших государств
мира – китайское государство.
В течении тысячелетий китайцы расселялись на территории Восточной Азии.
При этом они открыли еще до новой эры все великие реки, текущие в восточном направлении в тихоокеанские моря.
Древним китайцам была хорошо известна вся береговая линия Восточно-Китайского и Желтого морей. Они также открыли полуостров Корея, а позднее (но еще до новой эры) – Японские острова, и распространили на них свою культуру и письменность.
Они проложили так называемый «шелковый путь», через который шла перевозка шелка из Китая к портам восточного побережья Средиземного моря.
Китай подарил миру множество изобретений и открытий. Именно здесь впервые были созданы бумага, магнитный компас, механические часы, зеркало, порох, зонтик, спички, бумажные деньги.
Слайд 17Недалеко от города Сиань находится гробница императора династии Цинь, умершего
в 210 году до нашей эры. В гробнице захоронена, помимо
всего прочего, армия из 6 тысяч солдат и лошадей из глины, вылепленных в натуральную величину.
Слайд 18Уникальный памятник крепостной архитектуры – Великая Китайская стена протянулась на
4 тыс. км. вдоль северного Китая. Служила оборонительным сооружением для
защиты от набегов кочевых племен с севера. Ее строительство началось в 4-3 веках до н.э. Стена представляет собой земляной вал до 10 метров высотой, на значительном протяжении облицованной камнем. Ширина вверху – 5,5 метров. По ее верху могли передвигаться повозки и колонны войск.
Слайд 19Чтобы иметь представление об изучаемом государстве, посмотрим фильм о Китае.
В
фильме говорится об экологических проблемах, которые испытывает Китай, кратко раскрывается
рельеф Китая, климат, природа и население.
Фильм BBC «Дикий Китай: сердце дракона», 1 серия, 0:00-0:03
Слайд 20Географическое положение
Рельеф
Полезные ископаемые
Климат
Реки
Природа
Население
План
Слайд 21I Географическое положение Китая
Вопрос: Что такое географическое положение?
Ответ: Г.п. –
положение какого-либо пункта на земной поверхности по отношению к каким-либо
территориям
Вопрос: в каком полушарии, западном или восточном, расположен Китай?
(в восточном)
Вопрос: в каком полушарии по отношению к экватору расположен Китай, в северном или в южном?
(северном)
Вопрос: на каком материке расположен Китай?
(на материке Евразия)
Слайд 22Вопрос: с какими государствами по суше граничит Китай?
(на севере –
с Россией и Монголией, на востоке – с Кореей (КНДР),
на юге – с Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой, Бутаном, Непалом, Индией, на западе – с Афганистаном, Таджикистаном, Киргизией, Казахстаном)
Вопрос: какой океан омывает восточные берега Китая; назвать его моря.
(Тихий океан; моря: Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское)
Учитель: в прибрежной зоне насчитывается больше 5 тысяч островов. Самые крупные из них – Тайвань и Хайнань.
Учитель: открыть учебник, стр. 171.
Назовите столицу Китая
(Пекин)
Учитель обобщает ответы учащихся
Слайд 23II Рельеф
Вопрос. Что такое рельеф?
(совокупность неровностей суши)
Учитель: открываем учебники, стр. 170.
Вопрос:
какой цвет преобладает в рельефе Китая, зеленый или коричневый?
(коричневый)
Учитель: в
рельефе Китая преобладают горы
Вопрос: какое нагорье находится в юго-западной части страны?
(Тибетское нагорье)
Вопрос: какие горы с юга окружают тибетское нагорье?
(Гималаи)
На границе Китая с Непалом находится высочайшая вершина земного шара – Джомолунгма (Эверест) – 8848 метров.
Слайд 24Вопрос: на северо-западе и севере Китай находятся пустыни. Назовите их.
(Такла-Макан,
Гоби)
Вопрос: какая крупная равнина расположена в восточной части Китая?
(Великая китайская
равнина)
Слайд 25III Полезные ископаемые
Вопрос: что мы понимаем под полезными ископаемыми?
(образования в земной
коре, используемые в хозяйственной деятельности человека)
Учитель: откройте учебники на стр.
170.
Вопрос: назовите полезные ископаемые Китая
Слайд 26IV Климат
Климат – многолетний режим погоды, характерный для данного района Земли.
Учитель:
климат в Китае очень разнообразный. Это объясняется обширностью территории, разнообразной
поверхностью и влиянием океана. Китай находится в пределах трех климатических поясов: умеренного, субтропического и тропического. Климат западной части Китая намного суровее, чем в восточной части. Жаркое лето сменяется очень холодной зимой. В этой части страны климат очень сухой.
На востоке климат влажный. Зимой осадков выпадает мало, а местами их вообще не бывает, так как воздушные массы направлены из внутренней части страны. Летом мощные воздушные потоки Тихого и Индийского океана приносят в восточную часть Китая большое количество осадков. Часто идут сильные ливни, на юго-восточное побережье обрушиваются тайфуны.
Для Китая характерны частые наводнения и засухи.
Слайд 27V Реки
Река – это поток воды, который течет в сделанном им
углублении в земле
Учитель: от климата зависит речная система. Откройте учебники
на стр. 170 и перечислите крупные реки Китая.
В западной части Китая рек мало, а местами они вообще не встречаются.
В восточной части Китая рек много.
Крупнейшие реки Китая:
Хуанхэ, или Желтая река (4806 км)
Янцзы (Голубая река) – 5221 км
Меконг
большая полноводная река Амур – является пограничной рекой с Россией
Слайд 28VI Природа
Учитель: от климата зависят природные условия страны. Восточная часть отличается
разнообразием и богатством растений и животных. Здесь достаточное количество влаги
и более мягкий климат.
Откройте учебники на стр. 172.
Вопрос: каков растительный мир восточной части Китая?
Ответ: в восточной части распространены хвойные, широколиственные, вечнозеленые и листопадные породы деревьев. Здесь растут дубы, липы, клены; из хвойных деревьев встречается даурская лиственница, корейский кедр и др. В центральной части Китая растут субтропические растения – разновидности лавров, камелии, магнолии.
Вопрос: какие животные обитают в восточной части Китая? Найдите ответ в учебнике на стр. 173.
Ответ: из животных обитают волки, лисы, енотовидные собаки, медведи, тигры и др.
Слайд 30Западная часть Китая
Западная часть Китая, включая Тибетское нагорье, относится к
зоне пустынь и степей. В степях растут степные растения.
Вопрос: назовите
растения степей.
Ответ: гусиный лук, тюльпан, ковыль, типчак, полынь
Слайд 31Ковыль
Типчак
Тюльпан
Гусиный лук
Полынь
Слайд 32Учитель: в пустынях растут типично пустынные растения.
Вопрос: назовите растения пустынь.
Ответ:
осока, верблюжья колючка, солянка.
Солянка
Верблюжья колючка
Слайд 33Фильм о Тибете
Фильм BBC «Дикий Китай: Тибет», 0:00:00-0:01:00
Слайд 34Учитель: северно-западный Китай населяют преимущественно животные пустынь и полупустынь. Здесь
сохранилась дикая лошадь Пржевальского и кулан. В юго-западном Китае можно
встретить большую и малую панду (бамбуковый медведь). Гигантская панда весит 135 кг., питается бамбуком. В настоящее время панды живут в заповедниках.
Слайд 35VII Население
Учитель: по численности населения Китай занимает 1 место среди государств
мира (2013 год – 1350 млн. человек). Население Китая составляет
пятую часть населения земного шара. Китай – многонациональное государство. Более 93% населения составляют китайцы (этническая группа – хань). На территории Китая проживает еще 54 этнические группы: монголы, казахи, киргизы, корейцы, маньчжуры, тибетцы и другие.
Государственный язык – китайский. Существует большое количество диалектов китайского языка, которые различаются между собой настолько существенно, что китайцы разных провинций не могут понять друг друга.
Сейчас в Китае проводится политика формирования единого национального языка.
Слайд 36Столица Китайской народной республики – Пекин – важный политический, экономический
и культурный центр страны.
Вопрос: назовите крупные города Китая, они расположены
в восточной части страны (учебник, стр. 170)
Ответ: Шэньян, Пекин, Тяньцзинь, Шанхай.
Слайд 37VIII Закрепление
Ответьте на проблемный вопрос: почему на северо-западе и севере Китая
находятся крупнейшие пустыни? (Такла-Макан, Гоби).
Ответ: в этой части страны климат
очень сухой. Пустыни находятся в глубине материка и ветры с океана почти не приносят дождя.
Китай – страна с богатой историей. Именно здесь впервые были созданы бумага, магнитный компас, механические часы, зеркало. Ответьте устно, как человек использует эти предметы в наше время.
Слайд 38Как человек использует эти предметы в наше время?
Слайд 393. Назовите пять видов растений и животных, встречающихся в Китае.
Ответ:
Растения: даурская лиственница, корейский кедр, дуб, клен, лавр, магнолия. Животные:
лошадь Пржевальского, кулан, волк, лиса, большая и малая панды.
4. Разгадай ребусы.
Слайд 41Диалог между двумя учениками с переводчиком