Слайд 1КРАЕВЕДЕНИЕ
Учитель географии, МАОУ «Экспериментальный лицей»Научно-образовательный комплекс»
Громова Оксана Валерьевна
Слайд 2ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
КРАЕВЕДЕНИЯ
ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
КРАЕВЕДЕНИЯ
Слайд 3словарь русского языка С. И. Ожегова:
«Краеведение-изучение отдельных местностей страны
с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей».
Край:
1) Предельная
линия (край одежды, стакан до
краев)
2) Страна, область (теплые края, в наших краях)
3) В России Адм-Тер. единица, обычно имеющая в своем составе автономную область (Красноярский край)
Слайд 4Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:
субрегиональные (краеведческие исследования территории
своего муниципального района)
- региональные (краеведческие исследования на территории области)
- межрегиональные
(краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).
Слайд 5А.С.Барков писал:
Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и
частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному
и всестороннему познанию края.
Слайд 6краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность
памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а
также особенные черты, присущие только ему.
Слайд 7Это не только наука, но и деятельность:
созидательная деятельность, направленная
на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская –
деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.
Слайд 8вывод : «краеведение»- это изучение своей «малой» Родины её природы,
этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только
предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Слайд 9Предметом краеведческого исследования
может быть край в целом, отдельные районы, населенные
пункты, памятные места, отдельные здания, жизнь людей в её развитии,
во всех многообразных её проявлениях и результатах и т.п.
Слайд 10История краеведения
В 1718 г. Петр I издал указ, в котором
предписывалось о всех любопытных находках докладывать царю и награждать за
поиск древностей в своем крае;
Слайд 11Научное краеведение начало развиваться с середины XVIII века.
В 1761
г. М.В.Ломоносов (1711—1765) предпринял одну из первых попыток краевых исследований
с участием местного населения, в том числе и детей.
Им была составлена Академическая анкета, в которые входили сведения о минеральных богатствах России, а также вопросы по истории городов и губерний. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи».
Слайд 12«Истории государства российского»
Н.М. Карамзина.
В начале XIX века получают
распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о
памятниках старины.
Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции.
От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев.
Слайд 13На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение»
(до 1917 г. – «родиноведение»).
Слайд 14Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения.
В разных
городах создавались музеи, краеведческие общества, которых к 1929 насчитывалось около
2 тысяч.
Слайд 15В январе 1922 г.
при Академии наук было создано Центральное бюро
краеведения с Санкт-Петербургским и Московским отделениями.
(В 1937 г. было
ликвидировано)
Слайд 16То, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще
в 1929-30 гг.
Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за
собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение.
К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы.
Слайд 17Несколько оживилась краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945),
но это были полевые работы краеведческого характера в пионерских и
трудовых лагерях — сбор лекарственных растений для нужд фронта и тыла.
Слайд 18Созданный в конце 80-х годов Советский фонд культуры одним из
главных направлений своей работы также определил краеведение.
Слайд 19Перед современным краеведением стоят следующие задачи:
– изучение и охрана природы
края;
– изучение истории и культуры края;
– выявление и охрана местных
памятников культуры и старины;
– пропаганда знаний о крае;
– организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.
Слайд 20Основными функциями краеведческой деятельности являются:
Научно-исследовательская функция – организация и проведение
научных исследований в самых разных областях знаний: естественно-научных, историко-культурных, социально-экономических,
выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.
Слайд 21Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной
и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по
истории и культуре края.
Слайд 22Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание
детей и взрослых.
Слайд 23Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.
Слайд 24
Туристско – походная
Она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы
во время походов.
Слайд 25
Экскурсионная
Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами,
прикоснуться к истории края.
Слайд 26
Архивная
В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации,
зачастую уникальных данных.
Слайд 27
Музейная
Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций
краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов
и создание экспозиций краеведческих музеев.
Слайд 28Методы изучения края:
литературный
картографический
архивный
статистический
экспедиционный (полевые наблюдения)
археологические раскопки
анкетирование
встречи с ветеранами,
участниками событий
фото и киносъемка, зарисовки, аудиозаписи
Слайд 29Литературный метод
связан с использованием различных печатных источников информации об изучаемой
территории.
Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные
знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять уже сделанного раньше.
Слайд 30Картографический метод
Предполагает работу с картой в целях изучения пространственных сочетаний
природных и хозяйственных объектов и факторов на территории края.
С
карты должно начинаться краеведческое исследование.
На карту наносятся его результаты.
Составление разных карт — важнейшая
заключительная часть исследования.
Слайд 31Статистический метод
заключается в сборе количественных показателей и их обработке.
Он
применяется, например, при изучении погоды (температурный режим, количество осадков и
пр.), населения (численность, соотношение городского и сельского населения и пр.), растительности (наличие конкретных видов растений, места их распространения) и в других направлениях научно-познавательной деятельности. Этот метод включает различные виды математической обработки количественных данных, составление таблиц и диаграмм.
Слайд 32Визуальный метод —
это непосредственное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъемка
изучаемых предметов и явлений, например наблюдение за ростом растения или
развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород (их надо ощутить руками и даже понюхать).
Слайд 33Метод полевых исследований
часто применяется для изучения природных условий, геологического строения
местности,
животного и растительного мира, археологии.
Слайд 34Метод анкетирования
(опрос местных жителей)
позволяет выяснить сведения о происходивших в
изучаемой местности памятных событиях, изменениях в природе за последние годы.
Слайд 35Методику
исследования края можно разделить на 4 основных этапа:
– работу
с картой;
– поиск и изучение всевозможных материалов и документов;
– организацию
научной экспедиции;
– обработку материалов и обобщение результатов исследования.
Слайд 36По организационной форме краеведение делится:
государственное
Слайд 37государственное
К государственному краеведению относится работа по изучению края, выполняемая краеведческими
музеями, библиотеками,
отделами культуры в органах муниципального самоуправления
Слайд 38учебное
В школьном краеведении главная роль принадлежит учащимся
под руководством учителя.
Слайд 39общественное
В общественном краеведении принимают участие общественные организации: Русское географическое общество,
Общество охраны памятников истории и культуры, Общество охраны природы, а
также граждане, самостоятельно изучающие свой край, не объединенные в какие-либо организации.
Слайд 40Направления краеведения
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории.
Объектами исследования
-являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью
отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.
Задачи - исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных.
Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
Слайд 42Природоведческое краеведение
Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и
их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные
объекты.
Определенная территория изучается по следующему плану:
1. Географическое положение
2. Рельеф
3. Климат
4. Гидроресурсы
5. Почвы
6. Растительный и животный миры
Слайд 43Экономическое краеведение
Основными объектами экономического краеведения являются:
хозяйство края в целом, отдельные
отрасли, предприятия, население края, населенные пункты.
Слайд 44Искусствоведческое краеведение
Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:
1.
подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;
2. памятные места, связанные с
жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.
Слайд 45Искусствоведческое краеведение изучает:
природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к
возникновению народных художественных промыслов;
специфику промыслов: материалы, технику, технологию;
связи народного искусства
с бытом, обычаями, культурными традициями;
утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;
особенности развития современного народного искусства, традиции.
Слайд 46Краеведение по содержанию
историческим,
географическим,
литературным,
этнографическим,
биологическим,
геологическим и др.
Слайд 47Источники краеведения
1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей
в прошлом и в настоящее время краеведческой литературе. Это могут
быть библиографические указатели, каталоги, списки литературы и т. п.
2. Произведения печати – важный источник сведений о крае. Они могут быть связаны с краем тематикой (краеведческая литература), местом издания, авторской принадлежностью (произведения уроженцев края или об их жизни и деятельности).
Печатные издания классифицируются как научные, научно–популярные, справочные, библиографические, литературно-художественные.
Слайд 493. Статистические сведения –
в основном данные государственной статистики: перепись
населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы милиции.
4. Картографические источники
Карты делятся на учебные, справочные и оперативно-справочные (для повседневной практической работы). Карты бывают общегеографические и специализированные. Наука, занимающаяся составлением карт, называется картография.
Слайд 505. Архивные документы
Центром их хранения являются архивы: государственные, региональные (краевые),
местные.
6. Устные источники:
сказки, предания, былины и т. п.
воспоминания и рассказы
людей – очевидцев событий
фонотеки
топонимика
7. Наблюдение объектов и процессов природы – поездки, экскурсии, краеведческие экспедиции.
Слайд 51Спасибо за внимание!
Вопросы есть?
Слайд 52Задание:
1. Является ли предложенный материал результатом краеведческого исследования?
2. Что является
предметом исследования?
3. Какие методы исследования использовал автор?
4. Какие источники информации
использовал автор в работе над темой?