Разделы презентаций


Краеведение

Содержание

ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КРАЕВЕДЕНИЕ
Учитель географии, МАОУ «Экспериментальный лицей»Научно-образовательный комплекс»
Громова Оксана Валерьевна

КРАЕВЕДЕНИЕУчитель географии, МАОУ «Экспериментальный лицей»Научно-образовательный комплекс»Громова Оксана Валерьевна

Слайд 2ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ,  ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

Слайд 3словарь русского языка С. И. Ожегова:
«Краеведение-изучение отдельных местностей страны

с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей».
Край:
1) Предельная

линия (край одежды, стакан до
краев)
2) Страна, область (теплые края, в наших краях)
3) В России Адм-Тер. единица, обычно имеющая в своем составе автономную область (Красноярский край)


словарь русского языка С. И. Ожегова: «Краеведение-изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических,

Слайд 4Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:
субрегиональные (краеведческие исследования территории

своего муниципального района)
- региональные (краеведческие исследования на территории области)
- межрегиональные

(краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).
Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района)- региональные (краеведческие исследования на

Слайд 5А.С.Барков писал:
Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и

частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному

и всестороннему познанию края.
А.С.Барков писал:Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей

Слайд 6краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность

памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а

также особенные черты, присущие только ему.

краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны

Слайд 7Это не только наука, но и деятельность:
созидательная деятельность, направленная

на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская –

деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.

Это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края,

Слайд 8вывод : «краеведение»- это изучение своей «малой» Родины её природы,

этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только

предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
вывод : «краеведение»- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем

Слайд 9Предметом краеведческого исследования
может быть край в целом, отдельные районы, населенные

пункты, памятные места, отдельные здания, жизнь людей в её развитии,

во всех многообразных её проявлениях и результатах и т.п.
Предметом краеведческого исследованияможет быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания, жизнь людей

Слайд 10История краеведения
В 1718 г. Петр I издал указ, в котором

предписывалось о всех любопытных находках докладывать царю и награждать за

поиск древностей в своем крае;
История краеведения В 1718 г. Петр I издал указ, в котором предписывалось о всех любопытных находках докладывать

Слайд 11Научное краеведение начало развиваться с середины XVIII века.
В 1761

г. М.В.Ломоносов (1711—1765) предпринял одну из первых попыток краевых исследований

с участием местного населения, в том числе и детей.
Им была составлена Академическая анкета, в которые входили сведения о минеральных богатствах России, а также вопросы по истории городов и губерний. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи».
Научное краеведение начало развиваться с середины XVIII века. В 1761 г. М.В.Ломоносов (1711—1765) предпринял одну из первых

Слайд 12«Истории государства российского»
Н.М. Карамзина.
В начале XIX века получают

распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о

памятниках старины.
Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции.
От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев.
«Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений,

Слайд 13На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение»

(до 1917 г. – «родиноведение»).

На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»).

Слайд 14Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения.
В разных

городах создавались музеи, краеведческие общества, которых к 1929 насчитывалось около

2 тысяч.
Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения.В разных городах создавались музеи, краеведческие общества, которых к

Слайд 15В январе 1922 г.
при Академии наук было создано Центральное бюро

краеведения с Санкт-Петербургским и Московским отделениями.
(В 1937 г. было

ликвидировано)
В январе 1922 г.при Академии наук было создано Центральное бюро краеведения с Санкт-Петербургским и Московским отделениями. (В

Слайд 16То, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще

в 1929-30 гг.
Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за

собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение.
К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы.
То, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще в 1929-30 гг.Массовое разрушение старинных, особенно церковных,

Слайд 17Несколько оживилась краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945),

но это были полевые работы краеведческого характера в пионерских и

трудовых лагерях — сбор лекарственных растений для нужд фронта и тыла.
Несколько оживилась краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), но это были полевые работы краеведческого характера

Слайд 18Созданный в конце 80-х годов Советский фонд культуры одним из

главных направлений своей работы также определил краеведение.

Созданный в конце 80-х годов Советский фонд культуры одним из главных направлений своей работы также определил краеведение.

Слайд 19Перед современным краеведением стоят следующие задачи:
– изучение и охрана природы

края;

– изучение истории и культуры края;

– выявление и охрана местных

памятников культуры и старины;

– пропаганда знаний о крае;

– организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.
Перед современным краеведением стоят следующие задачи:– изучение и охрана природы края;– изучение истории и культуры края;– выявление

Слайд 20Основными функциями краеведческой деятельности являются:
Научно-исследовательская функция – организация и проведение

научных исследований в самых разных областях знаний: естественно-научных, историко-культурных, социально-экономических,

выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.
Основными функциями краеведческой деятельности являются:Научно-исследовательская функция – организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний:

Слайд 21Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной

и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по

истории и культуре края.

Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев,

Слайд 22Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание

детей и взрослых.

Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.

Слайд 23Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.

Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.

Слайд 24
Туристско – походная

Она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы

во время походов.

Туристско – походнаяОна дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.

Слайд 25
Экскурсионная

Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами,

прикоснуться к истории края.

ЭкскурсионнаяВо время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края.

Слайд 26
Архивная

В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации,

зачастую уникальных данных.

АрхивнаяВ архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных.

Слайд 27
Музейная

Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций

краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов

и создание экспозиций краеведческих музеев.
МузейнаяЗнакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает

Слайд 28Методы изучения края:
литературный

картографический

архивный

статистический

экспедиционный (полевые наблюдения)

археологические раскопки

анкетирование

встречи с ветеранами,

участниками событий

фото и киносъемка, зарисовки, аудиозаписи

Методы изучения края: литературный картографическийархивныйстатистическийэкспедиционный (полевые наблюдения)археологические раскопкианкетированиевстречи с ветеранами, участниками событийфото и киносъемка, зарисовки, аудиозаписи

Слайд 29Литературный метод
связан с использованием различных печатных источников информации об изучаемой

территории.
Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные

знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять уже сделанного раньше.
Литературный методсвязан с использованием различных печатных источников информации об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того,

Слайд 30Картографический метод
Предполагает работу с картой в целях изучения пространственных сочетаний

природных и хозяйственных объектов и факторов на территории края.

С

карты должно начинаться краеведческое исследование.
На карту наносятся его результаты.
Составление разных карт — важнейшая
заключительная часть исследования.
Картографический методПредполагает работу с картой в целях изучения пространственных сочетаний природных и хозяйственных объектов и факторов на

Слайд 31Статистический метод
заключается в сборе количественных показателей и их обработке.

Он

применяется, например, при изучении погоды (температурный режим, количество осадков и

пр.), населения (численность, соотношение городского и сельского населения и пр.), растительности (наличие конкретных видов растений, места их распространения) и в других направлениях научно-познавательной деятельности. Этот метод включает различные виды математической обработки количественных данных, составление таблиц и диаграмм.
Статистический методзаключается в сборе количественных показателей и их обработке. Он применяется, например, при изучении погоды (температурный режим,

Слайд 32Визуальный метод —
это непосредственное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъемка

изучаемых предметов и явлений, например наблюдение за ростом растения или

развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород (их надо ощутить руками и даже понюхать).
Визуальный метод —это непосредственное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъемка изучаемых предметов и явлений, например наблюдение за

Слайд 33Метод полевых исследований
часто применяется для изучения природных условий, геологического строения

местности,
животного и растительного мира, археологии.

Метод полевых исследованийчасто применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии.

Слайд 34Метод анкетирования
(опрос местных жителей)

позволяет выяснить сведения о происходивших в

изучаемой местности памятных событиях, изменениях в природе за последние годы.

Метод анкетирования(опрос местных жителей) позволяет выяснить сведения о происходивших в изучаемой местности памятных событиях, изменениях в природе

Слайд 35Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа:

– работу

с картой;

– поиск и изучение всевозможных материалов и документов;

– организацию

научной экспедиции;

– обработку материалов и обобщение результатов исследования.
Методику  исследования края можно разделить на 4 основных этапа: – работу с картой;– поиск и изучение

Слайд 36По организационной форме краеведение делится:

государственное

По организационной форме краеведение делится:государственное

Слайд 37государственное
К государственному краеведению относится работа по изучению края, выполняемая краеведческими

музеями, библиотеками,
отделами культуры в органах муниципального самоуправления

государственноеК государственному краеведению относится работа по изучению края, выполняемая краеведческими музеями, библиотеками,отделами культуры в органах муниципального самоуправления

Слайд 38учебное
В школьном краеведении главная роль принадлежит учащимся под руководством учителя.

учебноеВ школьном краеведении главная роль принадлежит учащимся под руководством учителя.

Слайд 39общественное
В общественном краеведении принимают участие общественные организации: Русское географическое общество,

Общество охраны памятников истории и культуры, Общество охраны природы, а

также граждане, самостоятельно изучающие свой край, не объединенные в какие-либо организации.
общественноеВ общественном краеведении принимают участие общественные организации: Русское географическое общество, Общество охраны памятников истории и культуры, Общество

Слайд 40Направления краеведения
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории.


Объектами исследования

-являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью

отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.


Задачи - исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных.
Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.


Направления краеведенияИсторическое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Объектами исследования -являются памятники, памятные места, связанные с историческими

Слайд 42Природоведческое краеведение
Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и

их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные

объекты.

Определенная территория изучается по следующему плану:

1. Географическое положение

2. Рельеф

3. Климат

4. Гидроресурсы

5. Почвы

6. Растительный и животный миры
Природоведческое краеведение Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу

Слайд 43Экономическое краеведение
Основными объектами экономического краеведения являются:

хозяйство края в целом, отдельные

отрасли, предприятия, население края, населенные пункты.

Экономическое краеведениеОсновными объектами экономического краеведения являются:хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия, население края, населенные пункты.

Слайд 44Искусствоведческое краеведение

Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:

1.

подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;

2. памятные места, связанные с

жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.


Искусствоведческое краеведение Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:1. подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;2. памятные

Слайд 45Искусствоведческое краеведение изучает:

природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к

возникновению народных художественных промыслов;

специфику промыслов: материалы, технику, технологию;

связи народного искусства

с бытом, обычаями, культурными традициями;

утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;

особенности развития современного народного искусства, традиции.

Искусствоведческое краеведение изучает: природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов;специфику промыслов: материалы,

Слайд 46Краеведение по содержанию
историческим,
географическим,
литературным,
этнографическим,
биологическим,
геологическим и др.

Краеведение по содержаниюисторическим, географическим, литературным, этнографическим,биологическим, геологическим и др.

Слайд 47Источники краеведения
1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей

в прошлом и в настоящее время краеведческой литературе. Это могут

быть библиографические указатели, каталоги, списки литературы и т. п.

2. Произведения печати – важный источник сведений о крае. Они могут быть связаны с краем тематикой (краеведческая литература), местом издания, авторской принадлежностью (произведения уроженцев края или об их жизни и деятельности).

Печатные издания классифицируются как научные, научно–популярные, справочные, библиографические, литературно-художественные.


Источники краеведения1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей в прошлом и в настоящее время краеведческой

Слайд 493. Статистические сведения –
в основном данные государственной статистики: перепись

населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы милиции.

4. Картографические источники


Карты делятся на учебные, справочные и оперативно-справочные (для повседневной практической работы). Карты бывают общегеографические и специализированные. Наука, занимающаяся составлением карт, называется картография.

3. Статистические сведения – в основном данные государственной статистики: перепись населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы

Слайд 505. Архивные документы

Центром их хранения являются архивы: государственные, региональные (краевые),

местные.

6. Устные источники:

сказки, предания, былины и т. п.

воспоминания и рассказы

людей – очевидцев событий

фонотеки

топонимика

7. Наблюдение объектов и процессов природы – поездки, экскурсии, краеведческие экспедиции.

5. Архивные документыЦентром их хранения являются архивы: государственные, региональные (краевые), местные.6. Устные источники:сказки, предания, былины и т.

Слайд 51Спасибо за внимание!
Вопросы есть?

Спасибо за внимание!Вопросы есть?

Слайд 52Задание:
1. Является ли предложенный материал результатом краеведческого исследования?
2. Что является

предметом исследования?
3. Какие методы исследования использовал автор?
4. Какие источники информации

использовал автор в работе над темой?

Задание: 1. Является ли предложенный материал результатом краеведческого исследования?2. Что является предметом исследования?3. Какие методы исследования использовал

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика