Слайд 1Урок в 10 классе
(профильный уровень)
МНОГООБРАЗИЕ СТРАН МИРА
учитель географии Вшивкова
Л.Н.,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Абакана Республики
Хакасия
Слайд 3Учебно-воспитательные задачи:
сформировать представление о разнообразии современного мира;
дать знания о классификации
стран
развивать умение вести слушать лекцию и вести записи конспекта урока
Средства
обучения:
Политическая карта мира
Атлас
Слайд 4Понятия
Суверенное государство – политически независимые государства
Метрополия – страна, владеющая колонией
Колония
– политически зависимое государство
Слайд 5Страны мира группируются по разным признакам:
по площади;
по численности населения
по географическому
положению
Слайд 6По величине территории:
Большие (страны- гиганты)
Крупные страны
Микрогосударства
Слайд 7
Большие (страны- гиганты)
– площадь более 3 млн. кв. км
Слайд 8Крупные страны
Площадь более 1 млн. кв. км
Судан
Алжир
Ливия
Площадь более 500 тыс.
в. км
Франция
Испания
Слайд 9Микрогосударства
Андорра
Лихтенштейн
Монако
Сан-Марино
Ватикан
Сингапур
Слайд 10По численности населения
Страны-гиганты - свыше 100 млн чел.
Средние страны -
Крошечные – 10-30 млн чел.
Слайд 11Страны-гиганты - свыше 100 млн чел.
Слайд 12По географическому положению:
с приморским положением;
полуостровные;
островные
страны-архипелаги
внутриконтинентальные (42 страны)
Задание: Приведите примеры таких
стран.
Слайд 13На каком материке больше всего стран не имеют выхода к
морю?
Больше всего внутриконтинентальных стран в Африке;
Меньше всего внутриконтинентальных стран
- в Латинской Америке.
Слайд 14Понятия
Анклав - страна, полностью окруженная территорией другой страны.
Анклав не имеет выхода не только к морю, но
и к какой-нибудь иной стране, кроме своего единственного соседа. В настоящее время в мире существует всего три анклава.
Задание: Попробуйте найти их самостоятельно.
(Это не так легко - анклавы невелики по размерам.)
(Сан-Марино, Свазеленд, Лесото)
Слайд 15Островные государства
могут быть расположены на одном острове (например,
Мадагаскар) или на архипелаге, образованном тысячами островов (Индонезия).
Задание: Приведите
примеры государств, расположенных на одном острове и на архипелаге.
Слайд 16Полуостровные страны
большая часть территории которых находится на крупных полуостровах.
К
числу таких стран относятся:
Испания,
Италия,
Индия.
Как правило, у них
протяженность морских границ больше, чем сухопутных.
Слайд 17Приморские страны
Протяженность морских границ больше, чем сухопутных:
Канада,
Россия,
Панама.
Слайд 18Географическое положение страны может меняться
В результате присоединения или потери
территорий положение страны на материке может меняться.
(Например, в 1991
году Эфиопия из приморской страны превратилась во внутриконтинентальную, после того как приморская провинция Эфиопии объявила себя независимым государством Эритрея).
Слайд 19Назовите страны, имеющие наибольшее количество стран-соседей
Китай – 14
Россия – 14
Бразилия
– 10
Германия – 9
Судан – 9
ДРКонго – 9
Австрия – 8
Франция
– 8
Турция – 8
Танзания - 8
Слайд 20Выберите вариант, где перечислены только страны, не имеющие выхода к
открытому морю:
1 – Швейцария, Чехия, Монголия, Замбия, Парагвай;
2 – Франция,
Австрия, Венгрия, Непал, Египет, Боливия
Слайд 21Повторим главное
1. На современной политической карте мира
представлено более 200 стран.
2. Страны отличаются по
площади, положению на материке,
Слайд 22Поработаем с картой
1. Персонаж Жюля Верна приветствовал путешественников "на берегу
Боливии". Посмотрите на карту. Не странно ли звучат его слова?
С чем это может быть связано?
2. Пользуясь политической картой мира в атласе, приведите примеры островных, внутриконтинентальных, приморских стран, анклавов.
Слайд 23Домашнее задание
§ 2. Типы стран современного мира