Разделы презентаций


Национальности России: Мордва

Содержание

Карта Мордовии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 России:
Мордва.
Национальности

России: Мордва. Национальности

Слайд 2
Карта Мордовии

Карта Мордовии

Слайд 3МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на

две основные группы:
мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши,

и эрзю, занимавшую левобережье Суры.
Современные мокша и эрзя составляют единую нацию.
Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы,
входящей в уральскую языковую семью.
Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое.
Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык,
свои традиции и обычаи,
национальные костюмы,
особенности духовной Культуры.
Численность в России 1072,9 тыс. человек.




МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы: мокшу, обитавшую ранее в

Слайд 4Этнонимы эрзя и мокша —
не местного, мордовского происхождения, они

также восходят к индо-европейским истокам :
эрзя происходит от иранского

arsan (самец, мужчина, герой),
а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание'
Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам : эрзя

Слайд 5 В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша.
Слово шокша

в этнонимическом значении стало использоваться  сравнительно недавно для обозначения эрзян

Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша).
В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов
(Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, 
Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша)
и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе
(Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште),
насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.







В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться  сравнительно недавно

Слайд 6На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6

селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них

располагались в Тетюшском уезде :
Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай,
Каратаи при озере Менситов (починок Менситов),
Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва.
Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.
В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские,
а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары.
Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.





На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай,

Слайд 7
В эрзянском языке выделяются диалекты:
центральный,
западный (приинсарский),


юго-восточный (присурский),
северо-западный (приалатырский),
теньгушевский;
в мокшанском - диалекты:
центральный

(в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея),
северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея).
Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно.
Распространён также русский язык.
Письменность на русской графической основе.
Верующие - православные.
В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском -

Слайд 8Национальный состав населения.

Национальный состав  населения.

Слайд 9Место мордвы среди крупнейших народов России.

Место мордвы среди крупнейших народов России.

Слайд 10-Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя

- руця, мокша - мышкас, плахон). Своеобразно набедренное украшение

эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.


 Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу.

Женский костюм.

-Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

-Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон).

Слайд 11Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам).
У

эрзи она имела форму незамкнутого овала,
у мокши была трапециевидной.
Мокшанки

носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток.
Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы.
Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин

Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам).
У эрзи она имела форму незамкнутого овала,
у мокши была трапециевидной.

Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у

Слайд 12
 Разнообразны женские головные уборы:
типа сороки,
полотенца,
покрывала,


на твёрдой основе.
Распространённым головным убором девушек была налобная повязка,

вышитая или обшитая бисером и позументом.






Головные уборы

 Разнообразны женские головные уборы:  типа сороки,полотенца, покрывала, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была

Слайд 13
Старинная обувь - лапти
(мокша - карьхть; эрзя - карть)

косого плетения.
Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами.
Некоторые элементы

традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши:
пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки).
Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать.
Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными

Слайд 14Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия:
кислый хлеб

(кши);
пироги с различной начинкой, чаще с кашей;
блины из

пшеничной, пшённой, гороховой муки,
лапша,
салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде).
Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням,
эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми.
Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия:
кислый хлеб (кши);
пироги с различной начинкой, чаще с кашей;
блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки,
лапша,
салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде).
Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням,
эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми.
Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с

Слайд 15Традиционный свадебный обряд
сопровождался причитаниями невесты,
приговорами дружки и других

участников.
Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне

свадьбы,
а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа.
В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.
Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей

Слайд 16
 Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю.
Торжественным и многолюдным

был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава).
В наши

дни отмечается праздник отдалённого или малого села,
а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.
 Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села

Слайд 17 В фольклоре развита обрядовая поэзия:
календарная и семейная (причитания невесты,

"корильные" и величальные песни на свадьбе);
песни - семейно-бытовые,
эпические

(о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа),
исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных.
Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.
 В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты,

Слайд 18Основное традиционное занятие Мордвы
- пашенное земледелие (озимая рожь, полба,

просо, лён, конопля).
Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий

рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство.
Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.
Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.
Основное традиционное занятие Мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика