Слайд 1Внеклассное мероприятие
«Портрет Волги»
Автор: учитель географии
ГБОУ СОШ №3 с.Приволжье Самарской
области
Королева Светлана Владимировна
Слайд 2Цели и задачи:
Сформировать представление о Волге, как о великой реке.
Раскрыть
значение реки в природе и жизни человека.
Рассмотреть необходимость и способы
охраны Волги.
Проследить межпредметные связи географии с литературой, биологией, историей, МХК, экологией.
Продолжить формирование любви к России, родному краю.
Воспитание патриотических и гражданских чувств.
Воспитание дружбы и взаимопомощи при групповой работе.
Слайд 3Пояснительная записка
Данная разработка может быть представлена учащимся 6-8 классов, но
лучше в каждом классе провести это мероприятие отдельно, чтобы как
можно больше учащихся лично приняли участие.
В представленном мероприятии сочетается несколько форм обучения: беседа, рассказ, игра- соревнование и т.д.
Используемые современные образовательные технологии: ИКТ, интерактивные средства обучения, здоровьесберегающие.
Для проведения внеклассного мероприятие необходимо оборудование: интерактивная доска, подготовленная презентация, проектор, физическая карта России, листы ватмана, краски, кисточки, карандаши, фигуры из картона в форме круга.
Условие: учащиеся должны разделиться на 2 команды.
Слайд 4За исток Волги принят родник у старой деревни Волговерховье (постоянных
жителей около 10 человек). Самое главное строение этой деревни –
небольшой деревянный домик на сваях, откуда начинается исток Волги. Домик закрыт на ключ, но говорят, что ключ хранится у жителей самого первого дома (дальнего от истока) , и можно попросить открыть домик.
Слайд 6
Неприметен ничем, не широк
То он моет прибрежный песок
По просторам Валдайского края То внезапно в кустах пропадает
Еле слышно журчит ручеек И не знает еще ручеек,
Меж камнями путь выбирая. Что его впереди ожидает.
Слайд 8 Особенности расположения городов
Города, расположенные на берегу реки Волги имеют
особенность: города с женским именем расположены на левом берегу, города
с мужским именем на правом.
Задание: провести стрелки от изображения города к месту расположения его на реке (каждой команде по 3 города).
Слайд 10Из истории реки…
Волга – это корень и стержень всего русского
народа, образный идеал.
Она всегда одушевлена, ей приписывают человеческие качества. Волга
отождествляется с Родиной-матерью. В истории России она являлась символом свободы, простора, широты и величия духа русского человека. Было время, когда задавленные поборами, согнанные с земли, голодные и обнищавшие, шли приволжские крестьяне к великой реке.
Слайд 11Станция
«Художественная»
Задание: определить автора каждой картины, постараться вспомнить ее название (провести
стрелки от автора к картине).
Каждой команде по 2 картины.
Слайд 14Проверка задания
Саврасов А.К. «Волга»,
Репин И. Е. «Бурлаки на Волге»,
Куинджи
А.И «Волга»
Левитан И.И. «Вечер на Волге»
Слайд 15Картина «Бурлаки на Волге»
Эту картину Илья Репин писал в селе
Ширяево Самарской области. Здесь же находится и дом-музей Репина.
Слайд 17Станция
«Заповедная»
(каждой команде по 3 загадки)
Слайд 18Ниже г. Астрахань река образует широкую дельту. Здесь, в дельте
находится Астраханский заповедник. Где обитает неимоверное количество сов, фламинго, лис,
чаек, змей и т.д.. Здесь же растет знаменитый цветок лотос.
Слайд 19Лотос индийский –один из самых крупных и красивых цветов всей
планеты. Астраханский заповедник является самой северной областью распространения этого реликтового
растения. Здесь его называют «каспийской розой». Передать словами всю уникальную красоту и ни с чем несравнимый завораживающий тончайший аромат этого необыкновенного цветка невозможно.
Слайд 20Астраханский заповедник называют «птичьей гостиницей». В нем обитает 260 видов
птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. Тут гнездятся
птицы, прилетевшие из Африки, Ирана, Индии – огромные стаи лебедей, гусей, уток и т.д
Слайд 22Физкультминутка
Упражнение для снятия общего утомления
Исходное положение (далее
и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к
плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох.
Повторить 3 раза.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно. (Взмах руками)
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе. (Плавательные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок (мероприятие).
Слайд 23Станция
«Экологическая»
Задание: перечислить виды деятельности человека, связанные с рекой.
(каждой
команде выдается лист бумаги, где они записывают свои ответы)
Слайд 26
Река Волга является одной из самых загрязненных в России.
Причины:
Регулярные загрязнения
нефтепродуктами.
Сброс сточных вод.
Застройки водоохранных зон и так далее.
Слайд 27Мероприятия по охране реки от загрязнения:
Не сбрасывать промышленные отходы.
Ставить на
предприятиях очистительные фильтры.
После отдыха на реке не оставлять после себя
мусор.
Широко использовать для очистки водные растения – рогоз, камыш, стрелолист, элодею, кувшинку, которые хорошо переносят залповые сбросы грязных вод при авариях очистных сооружений.
Слайд 28О влиянии загрязненной воды реки на здоровье людей
Строительством ГЭС и
образованием водохранилищ, люди лишили Волгу способности самоочищаться. А многочисленные заводы,
не имея средств для строительства очистных сооружений, отравляют Волгу грязными отходами производства. В этих стоках – фенолы, нефтепродукты, сернистые соединения, соли свинца и других тяжелых металлов.
Свыше 2\3 населения Самарской области пьет волжскую воду.
Качество воды оказывает влияние на сердечно-сосудистую и эндокринную систему человека, на органы пищеварения, на заболевание зубов, костно-связочного аппарата, а кроме того, может вызвать снижение защитных функций организма и появление аллергических состояний.
Загрязнение питьевой воды часто приводят к поражению различных систем и органов человека. При употреблении воды с высокой концентрацией кадмия, например, могут развиться почечно-каменная болезнь, заболевания печени, анемия, гипертония, стенокардия, злокачественные образования. Употребление питьевой воды, содержащей марганец, может вызвать у человека психические расстройства, пневмонию. Установлено наличие связи между загрязнением воды и раком мочевого пузыря. Через воду передаются такие заболевания, как паратифы, дизентерия, инфекционный вирус гепатита, бруцеллез и другие.
Небезопасно стало употреблять рыбу, выловленную в Волге.
Слайд 29Задание командам:
Каждая команда должна на листе ватмана выполнить эскиз рекламного
щита, который впоследствии можно было бы установить на берегу реки.
Рекламный щит должен призывать людей не засорять берег реки.
Оценивается содержание, художественные способности.
Слайд 30Станция
«Кроссворд»
(представители команд по очереди подходят и записывают ответы в
кроссворд
на интерактивной доске)
Слайд 32
Кроссворд.
Вопросы к кроссворду.
По вертикали:
1. Море, в которое впадает река
Волга
2. Рыба – «поставщик» черной икры.
По горизонтали:
3. Возвышенность, на которой
берет начало Волга.
4. Прежнее название города Волгоград.
5. Автор картины «Бурлаки на Волге».
6. Город на Волге, которому в 2010 году исполнилось 1000 лет.
7. Растение , которое называют «каспийской розой».
8. Писатель, который назвал Волгу «рекою рабства и тоски».
9. Название Волги, которое дал Птолемей.
Слайд 34Станция
«Приволжье»
Вопрос: «Как вы думаете, почему наше село имеет такое название?»
Слайд 35ПРИВОЛЖЬЕ. Центр одноименного района, расположен на левом берегу Волги. Основан
в XX веке на месте старинного села Васильевского. Поименован по
положению на берегу Волги, «при Волге».
Слайд 36Заключение.
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Ее медлительные волны,
Тяжелые,
как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всегда
Кубань,
и Днепр, Нева и Лена,
И Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в нитках света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России – это
Гораздо больше, чем река…
Е. Евтушенко.
Слайд 37Подведение итогов.
Рефлексия.
Каждому учащемуся раздается фигуры из картона в форме круга.
Задание: свое мнение о проведенном мероприятии выразить следующим образом:
Слайд 38Источники информации:
Яндекс. Картинки.
ru.wikipedia.orgru.wikipedia.org›wiki/Астраханский_заповедник
travel-ideas.rutravel-ideas.ru›node/53 Исток Волги
zanimatika.narod.ruzanimatika.narod.ru›География России в стихах
vsemzagadki.narod.ru›zagadki/html Загадки