Слайд 1Исследование:
Практика применения МСФО в России
в 2009 – 2011 годах
Организаторы:
Бейкер
Тилли Русаудит
Журнал «МСФО на практике»
Слайд 2Введение
Целью данного исследования является обобщение практики использования МСФО российскими компаниями
в 2009-2011 годах: факт применения, причины использования и сроки подготовки,
а также методы подготовки и используемое компаниями программное обеспечение.
Исследование проводилось компанией «Бейкер Тилли Русаудит» и журналом «МСФО на практике» в период с февраля по март 2011 года. В исследовании приняли участие более 200 компаний реального сектора.
Подробно с результатами исследования Вы сможете познакомиться в ежеквартальном бюллетене компании «Бейкер Тилли Русаудит», а также пилотном и первом номерах нового издания «МСФО на практике» издательского дома «Актион Медиа».
Слайд 3Структура участников исследования
(по выручке в млрд.рублей)
Слайд 4Структура участников исследования
(по отраслям компаний, принявших участие)
Слайд 5Предмет исследования
Практика подготовки отчетности в соответствии с МСФО российскими компаниями
в 2009-2011 годах.
Причины подготовки отчетности по МСФО российскими компаниями в
настоящее время.
Сроки подготовки отчетности в 2009-2011 годах российскими компаниями.
Методы подготовки отчетности по МСФО в 2009-2011 годах и используемое при этом программное обеспечение.
Актуальные проблемы применения МСФО в России в настоящее время.
Слайд 6Подготовка отчетности по МСФО
в 2009-2011 гг. (все компании)
Слайд 7Подготовка отчетности по МСФО в 2009-2011 гг. (компании с выручкой
более 15 млрд. рублей)
Слайд 8Подготовка отчетности по МСФО в 2009-2011 гг. (компании с выручкой
менее 3 млрд. рублей)
Слайд 9Использование МСФО (выводы)
Несмотря на кризис, количество компаний, использующих МСФО, увеличивается.
В ближайшее время (подготовка отчетности за 2011 год) этот процесс
снова ускорится.
Более 90% крупнейших компаний будут подготавливать отчетность в соответствии с МСФО по итогам 2011 года (в 2009 году таких компаний было порядка 80%).
Наиболее активно рынок МСФО развивается в сегменте малого и среднего бизнеса (компании с выручкой менее 3 млрд. рублей) – в 2011 году почти половина компаний предполагает подготавливать такую отчетность (в 2009 году – только треть компаний в этой группе использовали МСФО).
Слайд 10Причины использования МСФО
(в зависимости от выручки от реализации в
млрд.руб.)
Основные причины использования МСФО
Слайд 11Причины использования МСФО (выводы)
Применение МСФО крупнейшими компаниями российской экономики (выручка
более 15 млрд. рублей) сегодня обусловлено как требованиями акционеров (многие
из этих компаний являются или планируют быть публичным), так и требованиями кредиторов (крупнейшие российские банки сегодня предъявляют требования по представлению отчетности по МСФО к бизнесу такого масштаба).
Требования кредиторов также во многом определяют причины использования МСФО компаниями с выручкой 3-6 млрд. рублей – это позволяет им привлекать финансирование, позиционируя себя как более прозрачный, понятный бизнес банкам, ориентированным на мировые стандарты.
Слайд 12Причины использования МСФО (выводы)
Что касается малого и среднего бизнеса (компании
с выручкой менее 3 млрд. рублей), то основной причиной применения
ими МСФО являются требования собственников, заинтересованных в привлечении внешнего инвестора.
Привлечение инвесторов – наиболее популярная причина использования МСФО в категории компаний с выручкой 6-15 млрд. рублей. Следует отметить, что 75% компаний этой группы проводят аудит отчетности по МСФО, что свидетельствует об их достаточно высокой готовности к сделкам с капиталом. В отличие от малого и среднего бизнеса, где аудит отчетности по МСФО проводится лишь в отношении каждой третьей компании, принявшей участие в исследовании.
Слайд 13Сроки подготовки отчетности по МСФО
(все компании)
Слайд 14Сроки подготовки отчетности по МСФО
(компании с выручкой более 15
млрд. рублей)
Слайд 15Сроки подготовки отчетности по МСФО
(компании с выручкой 9-15 млрд.
рублей)
Слайд 16Сроки подготовки отчетности по МСФО (выводы)
Постепенно происходит сокращение сроков подготовки
отчетности. Уже более половины (54%) компаний предполагают подготовку отчетности по
итогам 2011 года в течение трех месяцев после окончания финансового года (два года назад таких компаний было только 42%).
Наиболее быстрыми темпами сокращаются сроки подготовки отчетности крупнейшими компаниями с выручкой более 15 млрд. рублей (доля компаний планирующих подготовить отчетность в течение трех месяцев после отчетной даты в этой категории за два года выросла более чем в два раза с 28% до 59%).
Что касается других категорий компаний (выручка менее 15 млрд. рублей), то там пока не наблюдается существенного изменения сроков, что скорее всего обусловлено отсутствием «лучшей практики» в отношении непубличных компаний, а также отсутствием жестких требований банков к отчетности по МСФО в отношении этой группы компаний.
Слайд 17Методы подготовки отчетности и используемое программное обеспечение (все компании)
Слайд 18Методы подготовки отчетности и используемое программное обеспечение (выручка более 15
млрд. рублей)
Слайд 19Методы подготовки отчетности и используемое программное обеспечение (выручка 6-15 млрд.
руб.)
Слайд 20Механизмы подготовки отчетности по МСФО (выводы)
Компании постепенно отказываются от услуг
консультантов, стремятся готовить отчетность собственными силами. Это естественный процесс, поскольку
возрастают требования к периодичности подготовки отчетности (публичные компании обязаны ежеквартально раскрывать информацию) и сокращаются сроки подготовки отчетности.
Однако до настоящего времени процесс подготовки отчетности не был автоматизирован, основной инструмент – excel. Однако сокращение сроков и процессы оптимизации расходов заставляют задумываться о внедрении более современных механизмов. В 2012 году 35% компаний планируют использовать специализированное программное обеспечение, еще 8% не приняли решение о том, каков будет механизм подготовки отчетности.
Слайд 21Механизмы подготовки отчетности по МСФО (выводы)
Вызывает интерес тот факт, что
переход на специализированное программное обеспечение актуален не только для крупнейших
компаний (выручка более 15 млрд. рублей) – где важны сроки, но и в категории компаний с выручкой 6-15 млрд. руб. – для них, скорее всего, важнейшим стимулом является стоимость подготовки отчетности, ведь не каждая компания может себе позволить содержание собственного отдела дорогих специалистов, и механизм сокращения этих расходов достаточно очевиден.
Наиболее существенную долю программного обеспечение (ПО), используемого компаниями в ходе подготовки отчетности для МСФО, занимают продукты 1С. Они используются как крупнейшими компаниями (с выручкой более 15 млрд. рублей), так и компаниями с выручкой 6-15 млрд. рублей, где они занимают порядка половины всего рынка ПО в области МСФО.
Слайд 22Актуальные вопросы подготовки отчетности по МСФО
Слайд 23Актуальные проблемы отчетности по МСФО (выводы)
Наиболее популярной проблемой подготовки отчетности
до сих пор называются сроки подготовки отчетности по национальным стандартам
(РСБУ) – категория «Срок РСБУ». Это не удивительно, так как до сих пор большинство компаний ориентированы на трансформацию в excel и не используют современные системы параллельного учета.
Также популярной проблемой является адаптация российского бухгалтерского учета для целей подготовки отчетности по МСФО – категория «РСБУ-МСФО». До сих пор на практике наблюдалось сближение учета по национальным стандартам с требованиями налогового учета. Сокращение сроков подготовки отчетности заставляет компании в большей степени ориентироваться на МСФО, увеличивая разрыв национального бухгалтерского учета с данными налогового учета.
Слайд 24Актуальные проблемы отчетности по МСФО (выводы)
Сроки компиляции (составления) отчетности по
МСФО на основании данных национального учета до сих являются проблемой,
опять таки в силу низкой автоматизации данных процессов на сегодня – категория «Сроки МСФО». В то же время для крупнейших компаний эта задача по значимости уже сравнялась с проблемой интеграции учета по МСФО и управленческого учета – категория «Управленческий учет-МСФО». Крупнейшие компании активно используют данные в соответствии с МСФО для целей принятия управленческих решений, поэтому системы бюджетирования и управленческого учета все в большей степени соответствуют принципам международных стандартов.
Среди других актуальных проблем чаще всего называются вопросы оценки активов и обязательств в соответствии с МСФО и сроки проведения аудита.
Слайд 25«Бейкер Тилли Русаудит» сегодня
«Бейкер Тилли Русаудит» - одна из ведущих
независимых аудиторско-консалтинговых компаний России
Год основания компании – 1992
Численность профессиональных сотрудников
– 150 человек
Офисы компании: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород
Независимый член международной сети Baker Tilly International
Baker Tilly (UK) – аудитор года (2003-2007) на рынке AIM LSE (Альтернативная площадка лондонской фондовой биржи)
Слайд 26«Бейкер Тилли Русаудит» ООО
Зубарев пер., д. 15, корп.1
129164 Москва
Россия
Тел.1:
+7 (495) 788-5567
Тел.2: +7 (495) 788-5568
Факс: +7 (495) 788-5569
Е-mail: info@bakertillyrussaudit.ru
www.bakertillyrussaudit.ru
Baker
Tilly International
World Headquarters
2, Bloomsbury Street
London WC1B 3ST
United Kingdom
Tel.: +44 (20) 7314-6875
Fax: +44 (20) 7314-6876
www.bakertillyinternational.com
Контактная информация