Слайд 1Развитие познавательного интереса на уроках географии и истории
Слайд 2Любая деятельность человека имеет определенную цель
Основной целью моей работы по
активизации познавательной деятельности учащихся я выделила развитие их творческих способностей.
Достижение
этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, применять полученные знания в жизни, творчески подходить к решению задач.
Слайд 3Все способности человека развиваются в процессе деятельности
Нет другого
пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности.
Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, я всегда учитываю имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.
Слайд 4Развитие познавательных способностей учащихся- длительный процесс
Система моей работы по активизации познавательной деятельности школьников
строилась с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели- развитие познавательных творческих способностей учащихся.
Показать, что интерес учащегося к познанию нового,
творческое решение научных, жизненных проблем - венец учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач- средство достижений этой цели.
Слайд 6Главные задачи:
показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных
способов решения задач, новых средств поиска знаний;
рассмотреть основные приемы и
методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии и истории, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.
Слайд 7Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету
Вопросы ученика, обращенные
к учителю, более всего указывают на познавательный интерес. Самостоятельно заданный
вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину.
Стремление ученика по собственному желанию участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.
Активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений.
Стремление поделиться с другими новой свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения
Слайд 8Формы и методы формирования у школьников познавательного интереса
Вызов-осмысление-размышление
Вызов:
Парная мозговая атака
Лобное
место
Ключевые термины
Разбивка на кластеры (блоки идей)
Знаем, хотим узнать, узнаем
Слайд 9Ключевые термины
Выбираю из текста 4-5 ключевых слов,
которые выписываются на доску. Ребята предполагают, как эти термины будут
применяться при изучении темы «Западная Сибирь»
Слайд 10Разбивка на кластеры
Для начала пишется тема
урока на доске или листе бумаги «Золотая Орда и Русь»
Затем появляются идеи-спутники. Когда учащиеся разместят кластеры, прошу их указать, где осталось маловато информации. Если ребята в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится вопросительный знак. Далее при чтении текста прошу учащихся обратить особое внимание на записи, которые они сделали к теме.
Все новое ребята фиксируют в тетрадь.
Слайд 11Знаем, хотим узнать, узнали
Тема «Атмосферные осадки»
Слайд 12Осмысление
Методические приемы:
Система маркировки текста
Взаимоопрос
Слайд 13Размышление
Возврат к записям в тетради для сравнения своих знаний до
и после прочтения текста.
Возвращение к кластерам для отражения действительного соотношения
понятий и идей -так, как это дано в тексте.
Решение проблемных ситуаций.
Ответы на вопросы учителя или учащихся.
Слайд 14Другие формы и методы формирования у школьников познавательного интереса
Комментированное упражнение
или определение
Деление учебного материала на небольшие порции и шаги
Прием новизны
Использование
способности к сопереживанию
Сравнение общего и отличного
Различные приемы работы с книгой
Сообщения, доклады
Работа с рисунками, таблицами, графиками
Слайд 15Большое значение в развитии познавательного интереса на уроках географии и
истории играет: а) работа с натуральными объектами, б) географическими и
историческими картами, в) ИКТ, г) проведение опытов, д) изучение исторических документов, е) исследовательская работа, ж) проектная работа.
Слайд 16Развитию познавательного интереса способствуют уроки и мероприятия проводимые в нетрадиционной
форме.
Путешествие
Рекламное агентство
Средневековый рынок
Алтай- вчера, сегодня, завтра.
Путешествие в прошлое
Фестиваль «По странам
и континентам»
Слайд 20Фестиваль «По странам и континентам»
Шотландия
Слайд 24Наиболее популярной учебной деятельностью на моих уроках являются сообщения и
проекты приготовленные учащимися
Слайд 27Разнообразные формы и методы учебных занятий дают возможность: выявить способности
каждого учащегося, вызвать интерес к предмету, укрепить сотрудничество учителя и
учащегося, ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.