Слайд 1Северный район России
Выполнила:
ученица 9 (4) класса
МОУ лицея № 18
Решетникова
Ольга
Учитель: Бражникова Е.А.
Слайд 2Состав района
Европейский Север включает в себя
Республику Коми, Республику Карелию, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую области и Ненецкий
автономный округ. Площадь района составляет 1,5 млн км2.
Слайд 3Физико-географическое положение
Северный район находится на Европейском
Севере России.
Северная часть района находится за
полярным кругом.
Мурманскую область( Баренцево море), Республику Карелию, Архангельскую область и Ненецкий автономный округ (Белое море) омывают моря Северного Ледовитого океана.
Слайд 4Экономико-географическое положение
Северный район имеет выгодное экономико-географическое
положение: выходы к морям, соседство с западноевропейскими странами (Республика Карелия
с Финляндией, Мурманская область с Норвегией) и ведущими российскими регионами. Однако тяжелые природно-климатические условия накладывают отпечаток на развитие района. В Северном районе преобладают добывающие отрасли промышленности, а также отрасли, связанные с химией и лесопереработкой. Продукция именно этих отраслей экспортируется за рубеж и является основным источником доходов региона. В ближайшей перспективе, очевидно, получат развитие именно эти отрасли.
Слайд 5Природные условия
Территория этого района находится в
субарктическом(на севере) и в умеренном поясах в зонах тундры и
тайги. Осадков выпадает здесь немного, присутствует переувлажненность поверхности, поэтому население тяготеет к речным долинам. В реках водится много рыбы, вдоль них находятся более плодородные почвы. На реках и находятся все крупнейшие города района.
Так как северная часть района находится за полярным кругом, то зимой на этой территории солнце некоторое время не показывается над горизонтом.
Река Пинега в Архангельской области
Слайд 6Природные условия
Почвы в Северном районе арктические
(на севере) и подзолистые.
Рельеф представляет
собой пологую равнину, слабо наклоненную к океану. В западной части находится Балтийский щит. В центре Кольского полуострова находится небольшой горный массив Хибины.
Вдоль побережья Кольского полуострова течет Северо-Атлантическое течение, поэтому здешние порты не замерзают.
Хибины. Долина Меридианального ручья.
Мурманский порт.
Слайд 7Природные ресурсы
Северный район богат минеральными ресурсами.
Здесь добывают нефть и газ (Республика Коми, Ненецкий АО), каменный
уголь (Печорский бассейн в Республике Коми), железную руду (Мурманская обл. и Республика Карелия), медно-никелевые руды (Печенга в Мурманской области), алюминиевые руды (Архангельская и Мурманская обл., Республика Коми), апатиты (В Хибинах, Мурманская обл.), поваренную соль (Сереговское месторождение в Республике Коми). Также имеются большие запасы лесных и водных ресурсов (реки бассейна Северной Двины, Печоры, крупные озера).
Снежные вершины Хибин.
Слайд 8Население
Численность населения – 5,2 млн человек
(2002 г.).
Большинство населения – русские, окраины
района заселены народами уральско-юкагирской языковой семьи: коми, ненцами, карелами, саами.
Ненка в национальной одежде.
Участницы карельского фольклорного ансамбля.
Участница саамского фольклорного ансамбля «Ойар». Мурманская обл.
Участница фольклорного ансамбля республики Коми.
Слайд 9Трудовые ресурсы
Северный район – самый
слабозаселенный экономический район европейской части России. Плотность населения внутри него
составляет менее четырех человек на 1 км2. Уровень урбанизации чуть выше среднего по стране. В районе преобладает городское население. Оно составляет 76%, сельское - 24%. Удельный вес городского населения района выше среднероссийского показателя на 11 пунктов. Это связано как с особенностями промышленного развития, так и с природными условиями ведения народного хозяйства. В южной части района доля сельского населения значительно выше. Например, в расположенной на юге района Вологодской области, где возможности развития сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес сельского населения составляет 39%.
Вид на Мурманск со стороны Кольского залива.
Слайд 10Хозяйство и отрасли специализации
Отраслями специализации Северного
района являются топливная промышленность: добыча нефти и газа (Усинск, Вуктыл),
каменного угля(Воркута, Инта); черная металлургия: добыча железной руды (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), выплавка стали (завод полного цикла в Череповце); цветная металлургия: производство алюминия (Кандалакша, Надвоицы), меди и никеля (Мончегорск); машиностроение: судостроение (Северодвинск, Мурманск), тракторостроение (Петрозаводск); химическая промышленность: добыча апатитов (Кировск), производство азотных удобрений (Череповец); лесная, деревообрабатывающая и целлюзно-бумажная промышленность: лесопромышленные комплексы (Архангельск, Сыктывкар), производство целлюлозы, бумаги, картона (Сегежа, Кондопога, Новодвинск, Коряжма); пищевая промышленность: рыбная (Мурманск), сыромаслодельная (Вологодская обл.); молочно-мясное скотоводство; рыболовство, льноводство; перевозки морским транспортом (Мурманск, Архангельск).
Слайд 11Транспортная сеть
Основные перевозки осуществляются тремя
видами транспорта: железнодорожным, морским и речным.
Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск, Вологда — Архангельск, Коноша — Котлас — Воркута. В южной части района в пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург — Череповец — Вологда, в крайней западной части района — линия Санкт-Петербург — Сортавала — Юшкозеро. По территории района также проходят две меридиональные железные дороги: Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Мурманск. Созданная сеть железных дорог связывает регион со всеми районами страны. Но в отличие от других районов европейской части России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы.
Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Уса. Судоходны и озёра — Ладожское, Онежское. Создан Беломорско-Балтийский канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции. Внутренними естественными путями через систему каналов осуществляется перевозка громоздких транспортоёмких грузов, в основном топлива (угля), леса, руды, машин, строительных материалов.[118]
Слайд 12Транспортная сеть
Приморское положение Северного
района способствовало развитию морского транспорта и сейчас он играет важную
роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом на экспорт лес. На территории района находятся крупнейшие морские порты, через которые осуществляются экспортно-импортные связи России со многими странами мира: Архангельск — самый крупный лесоэкспортный порт России и Мурманск — крупнейшая рыбная база страны.
Архангельск. Порт
Слайд 13Транспортная сеть
Основными автомобильными магистралями являются магистрали
Петрозаводск — Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах
создана сеть лесовозных дорог.[119]
Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский — Ухта; Тэбук — Ухта; Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок; Ухта — Ярославль и другие.[120] Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории Северного района, например Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр.
Слайд 14Перспективы развития района
Перспективы развития Северного района
прежде всего связаны с освоением уникальных природных ресурсов, созданием крупного
нефте- и газодобывающего района на континентальном шельфе Баренцева моря. Рост валового регионального продукта (ВРП) и объема поступающих в регион инвестиций связаны, в первую очередь, с добывающими отраслями экономики.
Перспективы развития Северного района связаны также с освоением месторождения алмазов.
По-прежнему район будет занимать одно из самых важных мест в развитии рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности.
Костомукша
Кандалакша
Полярный
Слайд 15Проблемы развития района
Самая острая проблема района
– будущее его лесного комплекса. Его экстенсивное развитие подорвало лесные
запасы (вблизи рек и железных дорог) и исчерпало «экологическую емкость района» - его рек и атмосферы городов. Требуется экологизация всего лесного комплекса - уменьшение рубки леса, очистка сточных вод ЦБК.
В сельском хозяйстве района, специализирующемся на животноводстве, главная задача – снабжение городского населения молочной продукцией. Производимые зерновые идут на фураж и поэтому району приходится закупать зерно и другие продукты питания за границей.
Кандалакшский заповедник на островах Баренцева и Белого моря.
Слайд 16Библиография
Алексеев А.И. Николина В.В. География 9 класс. -М., Просвещение, 2007.
Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
Пятунин В.Б. Симагин Ю.А. География России
8-9 классы. –М., Дрофа, 2006
http://ru.wikipedia
http://emsu.ru/lg/0606/sel-3.htm