Слайд 1Япония
Автор: Учитель МАОУ СШ № 1 г. Михайловска
Ароян
Татьяна Васильевна
Слайд 2План:
Географическое положение
Природные ресурсы и полезные ископаемые
Население
Экономика Японии (причины японского
экономического чуда)
Сельское хозяйство
Экология
Традиции Японии
Слайд 3Страна восходящего солнца
Задание:
Пользуясь физическими картами атласа, дать характеристику географического положения
Японии, границы государства, моря омывающие страну, географические широты. Рельеф территории.
Слайд 5Природные ресурсы и полезные ископаемые.
Япония сейчас – одна из самых
высокоразвитых стран современного мира. Располагая 2,5 % населения и 0,3
% площади земли, при практически полном отсутствии каких-либо сырьевых и особенно энергетических ресурсов, она, к настоящему времени прочно закрепилась на втором месте после США по своему экономическому потенциалу.
Слайд 6Задание:
Используя карты атласа дать характеристику природным ресурсам и полезным ископаемым
Японии.
Слайд 7Население. Религиозный состав.
Большая часть 127-миллионного населения сосредоточена на 20% всей
суши. Плотность населения в Японии самая высокая в мире.
Основные регионы
— Канто и Кансай с центрами в Токио и Осаке сливаются в единую агломерацию.
Религия в Японии представлена главным образом буддизмом и синтоизмом. Большинство верующих в Японии причисляет себя к обеим религиям сразу, что свидетельствует о религиозном синкретизме.
Слайд 8Промышленность
Страна занимает первое место по производству судов, автомобилей, тракторов,
металлообрабатывающего оборудования, бытовой электронной техники, роботов.
Слайд 9«Японское экономическое чудо»
Вступив в послевоенный период с разрушенной и дезорганизованной
экономикой, пережив затяжное и длительное восстановление, Япония в 50-60-х гг.
продемонстрировала необычайно быстрый рост, что позволило уже в начале 70-х говорить о "японском экономическом чуде«. В 1968 г. Япония вышла на 2 место в мире по объему ВНП.
Слайд 10УСЛОВИЯ ЯПОНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА:
УНИКАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ЭКСПОРТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНТАЛИТЕТАТРУДОЛЮБИЕ.
ВЫСОКАЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОЧИХ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУКОЁМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПОКУПКА ПАТЕНТОВ И ЛИЦЕНЗИЙ
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ
ЗАТРАТЫ НА ВООРУЖЕНИЕ
Слайд 11Длительное время, особенно в послевоенные годы, научно-техническая политика Японии базировалась
на заимствовании научно-технических достижений часто в форме:
Покупка лицензий
Создание смешанных
компаний
Слайд 12 Главными отраслями экономики преимущественно были сначала трудоемкие отрасли
(легкая промышленность), а затем материалоемкие отрасли - металлургия, нефтехимия, судостроение,
автомобильное строительство.
Слайд 13Середина 70-х гг. экономика Японии в кризисе. Главная причина:
Конкуренты НИС
Корея, Тайвань, Китай, и Индия.
Следствие:
Японские экономисты и бизнесмены пришли к
выводу, что увеличение производительности труда, снижение зарплаты, снижение себестоимости продукции, поиски новых рынков не даст желаемых результатов и не приведет к качественным сдвигам в экономике страны.
Развитие наукоемких отраслей
электроника, биотехнологии,
новые материалы,
информационная индустрия,
сфера услуг
Слайд 14Обострение конкуренции, с "азиатскими тиграми" заставили искать новые формы и
методы в снижении издержек производственного процесса. Одними из главных направлений
в этом стало всемерное развитие автоматизации и компьютеризации, которые позволяли свести к минимуму живой труд как фактор стоимости.
Слайд 15Характерной чертой нового периода стала интернационализация японских корпораций.
Выносят в
страны, которым они затем продают эту продукцию. Своего рода феноменом
стало внедрение японских корпораций в черную металлургию США
Выносят производство в страны с дешевой рабочей силой (чаще в страны Юго-Восточной Азии), превращая их в своего рода производственную базу"
Слайд 16"Нефтяной шок" 1979 г.
Породил в США спрос на малолитражные
автомобили. Эти события послужили началом беспрецедентного японского бума. В последние
годы в Америке упорно ведутся дебаты о разрушительном характере проникновения на американский рынок различных японских товаров.
Слайд 17Япония
НИС
Нижние этажи-сырьеемкие отрасли
Текстиль, металлпродукты, химудобрения, электроника
Слайд 18Постиндустриальная Япония
Услуги
Страховая
Образовательная
Медицинская
Информационная
Торговля и послепродажное обслуживание
Финансовая
Управленческая
Слайд 19Иными словами в 3 тысячелетие Япония вступает с валовым продуктом,
более чем на две трети состоящим из товаров, которые не
имеют ни массы, ни линейных размеров, не обладают ни вкусом, ни запахом.
Слайд 20В 90-х гг. на мировом рынке японскими товарами являлись :
Ее
валовой национальный продукт превзошел ВНП Англии и Франции вместе взятых.
Она по-прежнему лидирует в темпах роста…
87% часов
79% микроволновых печей
90% видеоаппаратуры
77% электронных калькуляторов
86% кассовых аппаратов
88% копировальных машин
89% магнитофонов
Слайд 21Финансовый кризис 1997 г.
Превратить всю Японию в технополис ХХI века,
сбросив традиционные отрасли в другие страны, невозможно
Всей емкости мирового рынка
высоких технологий будет недостаточно того, чтобы поддержать высокие темпы роста экономики
Рынок высоких технологий, в отличие от рынка товаров массового спроса, чрезвычайно политизирован и связан со стратегическими интересами безопасности ведущих стран
На таком рынке свободная конкуренция немыслима.
Слайд 22Япония начала терять лидерство в экспорте.
Сначала был почти полностью
утрачен рынок текстиля, захваченный "азиатскими тиграми", а затем Китаем. То
же самое произошло со сталью и прокатом, судами, автомобилями, бытовой электроникой, компьютерами и кондиционерами. И острота конкуренции не спадает, о чем говорит тот факт, что в начале 2002 г. Южная Корея, обойдя Японию по объемам судостроения, стала единоличным лидером отрасли.
Слайд 23Сельское хозяйство Японии.
На начало 90-х гг. в Японии насчитывалось
4,2 млн. сельских дворов, население которых составляло почти 19 млн.
Число занятых в этой отрасли постоянно сокращается.
В 1989 г. доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла 2 %.
Слайд 24Япония почти полностью обеспечивает свое население продуктами питания
Рис 100%
Молоко 78%
Курица
99%
Говядина 64%
Свинина 80%
Фрукты 75%
Овощи 94%
Яйца 99%
Слайд 26Вооруженные силы Японии.
«резервный полицейский корпус» 75 тыс. человек
«корпус безопасности»
110 тыс. человек
«силы самообороны» 130 тыс. человек
Слайд 27Японские традиции
Чайная церемония
Любования цветущей сакурой
Ребенок – король до 5
лет
Слайд 28Тест:
Япония омывается водами
А) Японского и Охотского моря
Б)Охотского и Желтого
моря
В) Японского и Южно-Китайского моря
2. Численность населения Японии
А) 147
млн. чел
Б) 127 млн. чел.
В) 157 млн. чел.
3. Основная масса исповедует религию
А) Буддизм
Б) Синтоизм
В) Синтоизм и буддизм
4. Что не является условием японского экономического чуда
А) Увеличение мощностей машиностроения
Б) Покупка патентов и лицензий
В) Экспортная ориентация экономики
5. Какая страна обогнала Японию по выпуску морских судов.
А) Северная Корея
Б) Южная Корея
В) Китай