Слайд 2Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить
с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным
миром, деятельностью людей.
Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Слайд 3Оборудование
Карта природных зон, картины и рисунки, видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы».
Слайд 4Тест «Зона степей»
1. Зона степей расположена на ... нашей
страны:
а) севере; б) востоке;
в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:
а) розовым; б) зеленым;
в) желтым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей - это ...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся ...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
5. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
Слайд 5Тест «Зона степей»
6. В степи по вине человека появились следующие
экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение
поверхности нефтью, браконьерство,
неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика - лемминг - песец;
б) водоросли - рачки - сайка - гагарка;
в) растения - заяц- беляк - рысь;
г) зерно - суслик - орел- беркут,
8. Основным занятием населения степей является –
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
Слайд 6кроссворд
Вопросы к кроссворду:
1. Хвойное дерево, около него встречают Новый
год. 2. Лиственное дерево-медонос. 3. Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны
парами или по пять штук в пучке. 4. Дерево с мягкой хвоей. 5. Лиственное дерево: плакучая ... . 6. Лиственное дерево с белой корой. 7. Лиственное дерево, их бывает три вида: остролистный, американский и татарский. 8. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра. 9. Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. 10. Растущий в скверах и парках лиственный кустарник со стреляющими стручками. П. Лиственное дерево с мягкими пуховыми сережками.
Слайд 9Пустыня
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый necок.
В воздухе желтом
И плотном,
как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
Слайд 11Игра «Узнай меня»
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По
колючкам босиком
Кто вдет с горбом-мешком?
(Верблюд.)
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши
осла, а хвост льва.
(Тушканчик.)
Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)
Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун).
Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-кие, как вязальные спицы. (Саксаул).
Слайд 12Стр. 122-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Рассказ-отчет о
работе нашей экспедиции в пустыне.
Домашнее задание