Слайд 1Разбор заданий демонстрационного
варианта
ЕГЭ 2019 по географии
БАРАБАНОВ ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ
научный сотрудник центра социально-гуманитарного
образования
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
Слайд 2Задание 1
Или
Для выполнения задания необходимо найти точку с указанными
в условии
задания координатами на карте мира или на карте
России, которые прилагаются
к каждому варианту.
Слайд 3КАРТЫ В СОСТАВЕ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Точка с координатами 18º 44′ с.ш.
7º 23′ в.д.
находится на территории
Нигера
Точка с координатами 54º 24′ с.ш.
56º 46′ в.д.
находится на территории Республики Башкортостан
Слайд 4Задание 2
В заданиях 2 проверяется понимание закономерностей изменения с высотой
температуры воздуха и атмосферного давления:
Атмосферное давление с высотой понижается, поэтому
самое высокое давление
будет наблюдаться в пункте 2, а самое низкое – в пункте 3.
Ответ: 213
Слайд 5Задание 2
изменения с
В некоторых заданиях проверяется понимание закономерностей относительной влажности воздуха в зависимости от его температуры:
Чем
выше температура воздуха, тем больше в нём может содержаться водяного
пара, поэтому при постоянной температуре при относительная влажность воздуха будет увеличиваться при повышении содержания водяного пара (абсолютной влажности).
Ответ: 321
Слайд 6Задание 3
В задании 3 проверяется знание примеров рационального и нерационального
природопользования, понимание влияния хозяйственной деятельности человека на природу:
Важно помнить, что
количество верных ответов в заданиях разных вариантов может быть разным.
Ответ: 234
Слайд 7Задание 3
Примеры рационального и нерационального
природопользования:
Слайд 8Задание 3
Создание малых ГЭС позволяет, используя возобновляемый источник энергии, отказаться
от
использования дизельных установок, использующих органической топливо, поэтому это пример
рационального природопользования.
Пахота
вдоль склонов, является примером нерационального природопользования, потому что она приводит к созданию бороздок, по которым дождевые воды ускоренно стекают вниз по склону, размывая почву – происходит развитие водной эрозии почв.
Избыточное орошение в засушливых районах приводит к засолению почв и снижению их плодородия, поэтому это пример нерационального природопользования.
Использование систем оборотного водоснабжения позволяет полностью исключить сброс сточных вод
в водоемы, поэтому это пример рационального природопользования.
Использование отходов сельскохозяйственного производства для получения биотоплива является
примером рационального природопользования, потому, что это использование возобновляемого
источника энергии. Правильный ответ:34
Слайд 9Задание 4
В заданиях 4 проверяется знание и понимание основных процессов
и явлений в
геосферах, владение географической терминологией.
Ответ:251
Слайд 10Задание 4
В зоне тундр осадков выпадает меньше, чем в зоне
тайги, развитию древесной растительности низкие температуры воздуха мешают, в условиях
небольшого количества растительного опада и вымывания из почвы продуктов их разложения гумуса в почве очень мало. Ответ:124.
Слайд 11Задание 5
Проверяется знание и понимание закономерностей распределения температур воздуха атмосферных
осадков на Земле и на территории России
Ответ: 321
Слайд 12знание
Задание 5
положения климатических
поясов
на Земле и на
Проверяется также территории России
Ответ: 321
Слайд 13Задание 6
В задании 6 проверяется понимание закономерностей изменения продолжительности дня
и положение Солнца над горизонтом на разных широтах в зависимости
от времени года:
В летние месяцы в Северном полушарии продолжительность дня при удалении от экватора увеличивается, а в южном – уменьшается.
Ответ: 321
Слайд 15Задание 7
географической номенклатуры: положения и наиболее крупных и значимых географических
Проверяется знание взаиморасположения объектов:
Ответ: 241
Слайд 16Задание 7
географической номенклатуры: положения и наиболее крупных и значимых географических
Проверяется знание взаиморасположения объектов:
Ответ: 213
Слайд 17Задание 8
Проверяется знание и понимание особенностей демографической ситуации и показателей
уровня жизни населения в странах с разным уровнем социально- экономического
развития:
Наименьшие показатели уровня жизни характерны для стран Африки, а наиболее высокие – для экономически развитых стран Северной Америки, Европы, Австралии и Японии
Ответ: 132
Слайд 18Задание 9
особенностей
размещения
Проверяется знание и понимание географических населения по территории России и мира:
Важно представлять положение
на карте основной полосы расселения России и наиболее густонаселённых регионов
мира. При выполнении задания возможно использование справочных материалов
Ответ: 235
Слайд 19Задание 10
Проверяется знание и понимание особенностей структуры хозяйства стран имеющих
различных уровень социально-экономического развития:
Высокая доля занятых в сельском хозяйстве характерна
для наименее развитых стран, а наименьшая –
для наиболее высокоразвитых. Ответ: 235
Слайд 20Задание 11
Проверяется знание и понимание особенностей природы, населения и хозяйства
наиболее крупных
стран мира:
Ответ: 351
Слайд 21Задание 12
Проверяется знание наиболее крупных городов (городов-миллио России:
Ответ: 156
Слайд 22Задание 13
географических особенностей разме сельского хозяйства, промышленност
Проверяется знание основных отраслей транспорта России:
Ответ: 236
Слайд 23Задание 14
Проверяется знание и понимание особенностей природы, населения и хозяйства
крупных географических районов России и природно-хозяйственных зон:
Ответ: 325
Слайд 24Задание 15
Проверяется понимание таких географических процессов и яв как миграции
населения, урбанизация, естественное дви населения, международное географическое разделение труда:
Важно помнить,
что количество верных ответов может быть разным. Ответ: 13
Слайд 25Задание 16
В таблице даются значения в %к предыдущему году, значит
увели объёмов производства наблюдалось в регионах, в которых зна показателя
больше 100 на протяжении всего периода:
Важно помнить, что количество верных ответов может быть разным Ответ: 34
Слайд 26Задание 17
Проверяется умение извлекать информацию из карт, на которых исполь
способ изолиний:
Ответ: 132
Слайд 27Задание 18
республик
Проверяется знание столиц стран мира, столиц административных центров краёв и областей РФ
Ответ: 324
Слайд 28Задание 19
Проверяется знание географических особенностей размещения на важных отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта м
Ответ:
Слайд 29Задание 20
Проверяется умение определять различия в зональном време территории России:
Ответ: 7
Слайд 30Задание 21
Значение миграционного прироста может быть отрицательным, важно записать ответ
в соот- ветствии с инструкцией по выполнению работы:
Слайд 31Задание 22
Для сравнения показателей ресурсообеспеченности необходимо показателя количества разведанных запасов
разделить на показателя добычи:
Ответ: 123
Слайд 33Задание 24
Важно внимательно проанализировать указанные в характеристики, последовательно исключая возможные в ответа:
Ответ: Канада
Слайд 34Задание 25
Важно внимательно проанализировать указанные в характеристики, последовательно исключая возможные в ответа:
Ответ: Курская
Слайд 36Задание 26
в разных заданиях
Важно обращать внимание на масштаб - быть разным:
Ответ: 270
Слайд 37Задание 27
Важно помнить, что если объект расположен в западной полусфере,
(у направлением на север и на объект развёрнутый) то е
азимут будет
больше 180 градусов:
Ответ: 270
Слайд 38Задание 28
Для правильного представления о том, какой должен получиться профил
внимание, что горизонтали, они проведены через 5 м. по высоте
подписанных г видно, что территория повышается от точки А к точке В.
Слайд 39Задание 29
Новый тип заданий на позиции 29 требует установить цепочку
причинно-следственн
Обратите внимание, что ответ на такие задания предполагает указание двух
«пр звеньев цепочки:
,
Образец ответа на такие задания: Из-за увеличения содержания продуктов в деятельности (пепла) уменьшается прозрачность атмосферы, что приводит к солнечной радиации, достигающей земной поверхности, поэтому поверхност прогревается меньше.
Слайд 40Задание 30
На позиции 30 может использоваться новый тип заданий:
В летнее
время в Северном полушарии чем севернее расположена точка, те ней
восходит Солнце. Если точки расположены на одной параллели, то Сол взойдёт на той из них, которая расположена восточнее.
Образец ответа на такие задания: Раньше всего Солнце поднимется над го
точке Б, эта точка расположена восточнее точки В и севернее точки А.
Слайд 41Задание 31
Обратите внимание, что в таких заданиях требуется сравнить доли
сельскохозяйственного населения в общей численности населения, а не абсолютной его численности.
Чем выше
доля
сельскохозяйственного населения и доля сельского хозяйства в
ВВП страны, тем значительнее роль сельского хозяйства в экономике страны.
Слайд 42Задание 32
Новый тип заданий на позиции 32 :
Обратите внимание, что
на этой позиции возможны и обратные задачи, в котор определить
географическую широту точки, по данным о расстоянии на котором корабль находится от порта.
Слайд 44Задание 33
Для решения этого задания необходимо значение показателя естественного
прирос
разделить значение среднегодовой численности. Так как требуется определ
показателя в ‰ (на 1 тыс. человек), очень
важно не забыть умножить полученное знач
промилле.
Важно
забыть
Полученный результат округляем до десятых долей
вычисления. В случае их отсутствия
балл будет снижен.
.
Слайд 45Задание 34
Эта задача решается в два действия. Сначала узнаем, на
сколько изменилась числен населения региона в искомом году. Поскольку в
данной задаче требуется определить за 2016 г., то необходимо от значения численности населения на 1 января 2017 г. отня численности населения на 1 января 2016 г.
Полученное значение является суммой естественного и миграционного (механическо населения в 2016 г. Следовательно, чтобы узнать величину миграционного прироста, найти разность между данным значением и величиной естественного прироста, указ таблице:
.
Слайд 46Дополнительно проанализировать различные задания,
используемыми в КИМ ЕГЭ по географии можно
познакомившись с
«Открытым банком заданий ЕГЭ» на сайте Федерального института педагогических измерений
(ФИПИ): www.fipi.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!