Слайд 1Развитие
пространственного мышления
на уроках географии
Слайд 2 "Исключительное значение имеет карта в передаче
сведений о пространственном размещении предметов на земной поверхности (направлениях, расстояниях,
площадях, очертаниях, местоположении, пространственных сочетаниях)…
Л. В. Занков
Слайд 3Пространственное мышление –
вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и
оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических
задач.
Слайд 4Роль пространственного мышления
- обеспечение ориентации человека в реальном (физическом)
и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).
Слайд 5
Обучающийся владеющий пространственным мышление
должен уметь:
1. Распознавать данный объект среди
объектов реальной действительности.
2. Распознавать объект среди изображений.
3.Устанавливать взаимосвязи между
словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.
4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.)
5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.)
6.Создавать в воображении новые объекты (представление воображения)
7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)
Слайд 6На основе этих умений определяются уровни сформированности
пространственного мышления
Уровень I (Аккумулятивный)
Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся
накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности.
Слайд 7
Уровень II(Репродуктивный)
Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в
представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные
признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями.
Слайд 8Уровень III (Конструктивный)
Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как
опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с
количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.)
Слайд 9Уровень IV (Интеллектуальный).
Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый
запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и
отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения.
Слайд 10Функции пространственного мышления:
обеспечивать в ходе познания выделение в объектах и
явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности
и т. п.);
создавать на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
Слайд 11Значение ПМ:
эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека;
служит средством
практического познания предметов и явлений действительности;
обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями,
в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.
Слайд 12Основа пространственного мышления
географический образ или представление .
Представления –
зрительные образы
географических объектов, связанные с понятиями.
Слайд 13Виды представлений:
Пространственные представления.
Представления памяти
Представления воображения
На основе непосредственного восприятия объекта
На
основе описаний, отражающих действительность
Представление о пространственном размещении географических предметов и
явлений на поверхности Земли
Слайд 14И в заключении:
пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности. Эта деятельность
должна стимулироваться и направляться, т. е. иметь систему упражнений.
Слайд 15Спасибо за внимание!
С уважением,
Марина Владимировна
Трибунская,
учитель географии
МБОУ «СОШ № 30»
г.Энгельс
Саратовской области