Слайд 1Республика Турция.
Конституционный строй
Выполнила: студентка 3 курса МО(бак.) ДА МИД РФ,
Кузьминова О.М.
Проверил: доцент, к.ю.н. Акчурин Т.Ф.
Москва, 2015
Слайд 3Краткая информация о стране
Территория: 783562,38 кв. км.
Население: 75,6 млн. чел. (2011 г.),
в т.ч. турки - 80%, курды - 20%
Столица: Анкара, около
4,8 млн. чел.
Религия: ислам (99,8%), христианство и иудаизм (0,2%)
Языки: турецкий (официальный), курдский, арабский.
Административное деление: 81 провинция (вилайет)
Тип государственного устройства: республика.
Денежная единица: турецкая лира (с 1 января 2009г.),символ турецкой лиры (с марта 2012г.) 1 долл.США =1,7923тур.лир
Национальный праздник: 29 октября - День провозглашения Республики (1923г.)
Глава государства: Президент Реджеп Таип Эрдоган(с 28.08.2014 г.)
Природные ресурсы: сельскохозяйственные угодья, водные ресурсы (ирригация и электроэнергия), каменный уголь
Правящая политическая партия Турции – «Партия справедливости и развития».
Слайд 4Символы Турции
Официально турецкий флаг был утвержден 29 мая 1936 года.
Красный
цвет флага ведёт начало от Умара, правителя Арабского халифата в
634 – 644 г. и завоевателя Палестины, Египта и Месопотамии.
В XIV в. красный цвет стал цветом Османской империи.
Полумесяц со звездой – символ ислама.
Слайд 5
У Турецкой Республики отсутствует официально утверждённый государственный герб. Вместо герба используется полуофициальная
эмблема — красный овал, в котором изображён вертикально ориентированный полумесяц и
звезда, аналогичные изображённым на государственном флаге страны, и расположенное по верхней кромке овала официальное название страны на турецком языке.
Гимн Турции
Марш независимости – национальный гимн Турции и Турецкой Республики Северного Кипра.
Был официально принят в качестве национального гимна Турции 12 марта 1921 года.
Девиз: «Yurtta Barış, Dünyada Barış
(«Мир в стране, мир во всём мире»)»
Слайд 6
Герб Османской империи был создан в конце XIX века . За время своего существования
государственный символ подвергся некоторым преобразованиям; окончательный вариант герба был утверждён 17
апреля 1882 года.
На гербе изображены зелёные круг и полумесяц на фоне лучащейся звезды, под ними два флага — красный флаг османской династии и зелёный исламский флаг, рядом с ними разного рода оружие, щит с чалмой падишаха, цветы, весы и две книги, ещё ниже пять медалей о памятных событиях.
Звезда в центре олицетворяет господство Османской империи, которая освещает своим могуществом весь мир. Оружие и щит символизируют военную мощь империи. Две книги — это Коран и Сунна, а весы на них — это гарант справедливости.
Слайд 7Конституция Турции
Конституция 1876 года — конституция Османской империи. С роспуском парламента
султаном Абдул-Хамидом II в 1878 году фактически действовать перестала;
Конституция 1921 года — первая
турецкая Конституция, которая была ратифицирована Великим национальным собранием Турции 20 января.
Конституция 1924 года
Конституция 1961 года
Конституция 1982 года — четвёртая конституция Турции, была разработана турецкими военными, принята на референдуме 7 ноября 1982 года, вступила в силу 9 ноября 1982 года.
Слайд 8
Поправки в конституцию принимаются голосованием депутатов, при этом для утверждения
поправки необходимо поддержка поправки большинством в три пятых голосов.
Тем
не менее, некоторые статьи и положения Конституции Турецкой Республики являются неизменяемыми, среди них в частности положения о том, что Турецкое государство является республикой, положения о демократическом, социально-правовом и светском характере республики, а также положения о государственных символах и столице.
Слайд 9Структура конституции
Конституция Турецкой Республики содержит преамбулу и семь частей
Преамбула Конституции
и её первая часть (ст. 1—11) – общие принципы
Вторая часть
Конституции (ст. 12—74) - Основные права и обязанности
Третья часть (ст. 75—160) - Основные органы Республики
Четвёртая часть (ст. 161—173)- Финансовые и экономические положения
Пятая часть (ст. 174 ) - Разные положения
Шестая часть – Временные положения
Заключительные статьи находятся в седьмой части Конституции (ст. 175—177).
Слайд 10Характеристика конституции
1. По форме выражения-
2. По субъектам принятия -
3.
С точки зрения действенности
конституционных норм-
4. По порядку принятия и изменения-
Писаная
Народная
Реальная
Жесткая
Слайд 11Процесс изменения конституции
В письменной форме. Обсуждаются дважды на пленарном заседании.
Требуется три пятых голосов от общего числа членов Собрания, полученных
тайным голосованием.
Если Собрание принимает проект закона, отклоненного Президентом, двумя третями большинства, то Президент может вынести закон на референдум.
Если закон принят 3/5 или меньше чем 2/3 от общего числа голосов Собрания и не отклонен Президентом, он издается в правительственном вестнике и выносится на референдум.
Законы, связанные с конституционной поправкой, вынесенные на референдум, должны быть одобрены более чем половиной голосов избирателей, обладающих избирательным правом.
Великое Национальное Собрание Турции при принятии законов, касающихся конституционных поправок, должно решить, какие положения выносятся на референдум вместе, а какие – по отдельности.
Слайд 12
Основы конституционного строя
Турецкое государство – республика.
Республика Турция
– демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права;
опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека, верное национализму Ататюрка и основанное на главных принципах, изложенных в преамбуле.
Основные цели и обязанности государства – защищать независимость и целостность Турецкой нации, неделимость страны, Республики и демократии; гарантировать благосостояние, мир и удачу индивидуума и общества; бороться за устранение политических, экономических и социальных препятствий, обеспечивать необходимые условия для материального и духовного развития личности.
Суверенитет полностью и безусловно принадлежит нации. Турецкая нация должна осуществлять суверенитет через уполномоченные органы в соответствии с принципами, зафиксированными в Конституции.
Законодательная власть от имени Турецкой нации принадлежит Великому Национальному Собранию Турции. Эта власть не может передаваться.
Исполнительная власть и полномочия принадлежат и осуществляются Президентом Республики и Советом министров.
Судебная власть осуществляется от имени Турецкой нации независимыми судами.
Все равны перед законом независимо от языка, расы, мировоззрения, пола, политической ориентации, философских взглядов, религии и веры и тому подобного.
Положения Конституции являются основополагающими правовыми нормами.
Слайд 13Территориальное устройство
Турецкая Республика — унитарное государство.
Турецкая Республика разделена на 81
провинцию.
В свою очередь каждая провинция делится на районы или ильче,
которых в настоящее время насчитывается 957.
Территория Турции разделена на 7 регионов: Восточную Анталию, Мраморноморский, Средиземноморский, Центральную Анталию, Черноморский, Эгейский и Юго-Восточную Анталию.
Слайд 14
Во главе каждой провинции стоит губернатор (вали), назначаемый Советом Министров
с одобрения Президента. Губернатор является главным представителем центрального правительства в
своей провинции.
Конституция наделяет губернатора почти неограниченной властью в случае объявления чрезвычайного положения. Важной функцией губернатора как представителя центральной власти является осуществление надзора за деятельностью местных выборных органов с целью обеспечения эффективности управления на местном уровне и защиты интересов граждан.
На уровне провинций центральное правительство ответственно за осуществление национальных программ в области здравоохранения и социальной помощи, общественной деятельности, культуры и образования, сельского хозяйства и животноводства, экономических вопросов.
Слайд 15
Права человека, свободы и обязанности
Статья 10. Все равны перед законом
независимо от языка, расы, мировоззрения, пола, политической ориентации, философских взглядов,
религии и веры и тому подобного.
Статья 15. Во время войны, мобилизации, военного и чрезвычайного положения осуществление основных прав и свобод может быть частично или полностью приостановлено или могут быть приняты меры, определяемые ситуацией, которые умаляют гарантии, установленные Конституцией, при условии, что обязательства, вытекающие из международного права, не нарушены.
Статья 16. Основные права и свободы иностранцев могут быть ограничены в соответствии с законом на основе международного права.
Статья 18. Никто не должен быть принужден к труду. Неоплачиваемый принудительный труд запрещен.
Статья 20. Каждый имеет право соблюдения тайны личной и семейной жизни. Тайна личной и семейной жизни не может быть нарушена. Исключения составляют требования, связанные с судебным разбирательством и преследованием
Статья 22. Каждый имеет право на свободу сообщений. Тайна сообщений – основной принцип.
Статья 33. Каждый имеет право создавать ассоциации без предварительного разрешения.
Статья 34. Каждый имеет право собираться мирно и без оружия, а также участвовать в демонстрациях без предварительного разрешения.
Статья 42. Никто не должен быть лишен права на обучение и образование.
Сфера применения права на образование определяется и регулируется законом.
Статья 50. Никто не может быть принужден выполнять работу, не соответствующую его возрасту, полу и способностям.
Статья 54. Работники имеют право на забастовку, если спор об условиях труда возникает в процессе переговоров. Порядок и условия осуществления этого права и обращения нанимателя к локауту, сфера применения этих действий и исключения регулируются законом.
Статья 68. Граждане имеют право формировать политические партии, вступать в них и выходить из них в соответствии с установленным порядком.
Статья 72. Служение Отечеству – право и обязанность каждого турка.
Слайд 16Структура органов государственной власти
Конституция
Законодательная
Исполнительная
Судебная
ВНСТ
Президент Республики
Совет министров
Премьер-министр
Министры
Совет гос. контроля
Совет нац. безопасноти
Гос.
эконом. организации
Совет высших учебных заведений
Государственное управление по делам религии
Конституционный суд
Высшая
палата судей и прокуроров
Кассационный суд
Государственный совет
Военно-кассационный суд
Высший военно-административный суд
Высший Суд по урегулированию разногласий между судами
Высший совет судей и прокуроров
Счетная Палата
Слайд 17Великое национальное собрание Турции
Законодательная власть в Турции принадлежит Великому национальному
собранию. Состоит из 550 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
По турецкой Конституции, выборы могут проводиться и по решению президента. Граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право голоса на всеобщих выборах. Депутатами ВНСТ могут стать турецкие граждане, достигшие 30-летнего возраста и имеющие начальное образование. Проведение выборов регламентируется законами. Депутаты, которые вступают в должность после принятия присяги, текст которой содержится в Конституции Турции, представляют всю нацию. Парламентарии обладают депутатской неприкосновенностью в связи с их убеждениями.
Лишить турецких парламентариев депутатской неприкосновенности и депутатского мандата может только парламент. Опротестовать это решение можно лишь в Конституционном суде Турции.
Парламент Турции осуществляет свою деятельность на основе Конституции и внутреннего регламента. В нем образуются профильные комиссии, занимающиеся подготовкой законопроектов. Окончательное решение по ним принимается на общем собрании ВНСТ.
Слайд 18
Совет министров Турецкой Республики
Совет национальной безопасности
Совет министров Турции состоит из премьер-министра и министров. Возглавляется премьер-министром,
который является депутатом парламента и назначается на эту должность президентом. Министры избираются премьер-министром среди депутатов парламента или лиц, которые обладают правом избираться в него, и назначаются президентом. По рекомендации премьер-министра президент Турции может отправлять в отставку министров.
Возглавляемый Президентом Республики СНБ состоит из премьер-министра, начальника Генштаба, министра национальной обороны, министра внутренних дел и иностранных дел, командующих армии, флота и воздушных сил, а также Главнокомандующего жандармерии.
СНБ представляет Совету министров меры по вопросам принятия решений и обеспечения необходимой координации в отношении формулирования, создания и реализации политики национальной безопасности государства. Совет министров рассматривает в первую очередь решения Совета национальной безопасности относительно мер, которые он считает необходимыми для сохранения существования и независимости государства, целостности и неделимости страны, обеспечения мира и безопасности общества.
Слайд 19Схема процедуры принятия закона
Совет Министров, один или группа депутатов
Президиум Национального
Собрания
Главные комитеты
Вторичные комитеты
Президиум
Заседания парламента
Принятие закона
Слайд 20
Инициаторы законопроекта
Постатейное голосование
Парламент “против”
Парламент
“за”
Президент
Референдум(330-367 депутатов)
Отклонение закона
Против
Публикация в “Официальной газете”
Слайд 21Мустафа Кемаль Ататюрк
(1981 – 1938) — основатель и первый президент
Турецкой республики (1923 – 1938).
В каждом городе и поселке Турции
были построены школы
Изменил арабский алфавит на латинский
За период его правления женщины получили равные права с мужчинами
В государстве была сформирована современная экономическая система
Существование фамилий было признано официально
В стране были созданы национальные банки и промышленность
За победу турецкой армии в многодневных боях в августе-сентябре 1921 года на реке Сакарья Мустафа Кемаль, лично командовавший здесь турецкой армией, получил высшее воинское звание маршала и почетный титул "победоносный".
Слайд 22Президент Турции
При вступлении в должность Президент Республики должен принести перед
Великим Национальным Собранием Турции присягу:
"Как Президент Республики я
клянусь честью и совестью перед Великим Национальным Собранием Турции и перед историей защищать существование и независимость государства, неделимую целостность страны и нации, безусловный суверенитет нации, соблюдать Конституцию, нормы права, быть приверженцем демократии, принципов светской республики, не отклоняться от идеала, согласно которому каждый имеет возможность пользоваться правами человека и основными свободами при условии национального мира и преуспевания в духе национальной солидарности и правосудия, прилагать все силы, чтобы сохранять и возвеличивать славу и честь Республики Турции и исполнять без предубеждения функции, которые я принял".
Слайд 23Президент Турции
Глава государства – президент республики. Олицетворяет собой единство и
неделимость страны и нации, обеспечивает соблюдение Конституции и нормальную работу
правительства.
В случае болезни, заграничной поездки или смерти функции президента временно исполняет председатель парламента.
Согласно Конституции, Президент выступает с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента. В законодательной области он также наделен полномочиями созывать меджлис на внеочередное заседание, распускать его и назначать новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты и публиковать их, а при необходимости возвращать их на повторное рассмотрение в меджлис (отлагательное вето); выносить на референдум законопроекты, связанные с внесением поправок в Конституцию; обращаться в Конституционный суд с требованием пересмотра законов и постановлений, если они, по его мнению, противоречат Конституции.
В области исполнительной власти Президент имеет следующие полномочия: назначает премьер-министра и принимает его отставку; по представлению премьера назначает министров; направляет турецких послов в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции; утверждает международные договора и соглашения; утверждает постановления правительства; объявляет амнистию некоторым категориям заключенных; назначает начальника Генерального штаба, членов Совета государственного контроля.
В области судебной власти полномочия президента ограничены назначением генерального прокурора республики и членов судов высшей инстанции.
Слайд 24
Президент Республики избирается третями голосов полного состава членов ВНСТ путем
тайного голосования на семь лет без права повторного переизбрания. Может
быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное согласие 1/5 депутатского корпуса.
Кандидат в президенты должен быть не моложе сорока лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент.
Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента.
Выборы нового президента начинаются за 30 дней до истечения срока полномочий предыдущего президента, либо спустя 10 дней после освобождения поста президента и завершаются в течение 30 дней с даты начала выборов. Если в ходе первых двух туров голосования не удается обеспечить большинство голосов в две трети полного состава членов, проводится третье голосование. Избранным на пост президента считается кандидат, получивший в 3 туре голосования абсолютное большинство голосов. Если и в этом туре не удается достигнуть большинства- четвертый. Если в четвертом туре не удается- парламент распускается и проводятся новые выборы в ВНСТ.
Слайд 25
Процедура импичмента может быть начата по инициативе одной трети членов
Национального Собрания, сам импичмент может быть объявлен большинством в три
четверти депутатов. В остальном решения Президента не подлежат апелляции .
Статья 105. Все президентские постановления, кроме тех, которые Президент Республики имеет право принять без подписей премьер-министра или соответствующего министра, подписываются премьер-министром, и соответствующие министры несут ответственность за эти постановления.
Решения и распоряжения, подписанные Президентом Республики по собственной инициативе, не могут быть обжалованы ни в какой юридической инстанции, включая Конституционный суд.
Президент Республики может быть привлечен к ответственности за государственную измену по предложению не менее одной трети от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции; решение считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертых от общего числа членов Собрания.
Слайд 26
В случае временного отсутствия Президента Республики из-за болезни, путешествия
за границу или подобных обстоятельств спикер Великого Национального Собрания Турции
исполняет обязанности Президента Республики и осуществляет его полномочия до возвращения Президента Республики.
Учреждение, принципы организации и функционирования, а также назначения персонала Генерального Секретариата Президента Республики регулируются постановлениями Президента.
Совет государственного контроля, который образуется при Президенте Республики для выполнения и содействия регулярному и эффективному функционированию управления и соблюдения законов, проводит по решению Президента Республики все запросы, исследования и инспекции всех общественных органов и организаций, всех юридических лиц, общественных профессиональных организаций, а также благотворительных фондах и учреждениях, в которых эти общественные органы и организации имеют больше чем половину капитала.
Члены и председатель Совета государственного контроля назначаются из числа его членов Президентом Республики в соответствии с требованиями, излагаемыми в законе.
Слайд 27Партия справедливости и развития
ПСР- правящая партия в Турции. Основана 14
августа 2001 года .
Эмблемой партии стала ярко горящая электрическая лампочка, лозунгом —
"Адрес светлой и просвещенной Турции – ПСР".
В ноябре 2002 года, партия одержала внушительную победу на парламентских выборах, получив 34,5% голосов избирателей. В результате этой победы ПСР получила 366 мест из 550 в парламенте и право на формирование однопартийного правительства
В июне 2011 года на парламентских выборах в Турции вновь подтвердила высокую популярность правящая ПСР, получившая почти 50% голосов граждан.
В настоящее время партия располагала 311 местами в парламенте.
Программа ПСР стоит на четырех основах: религия, консерватизм, либерализм и приверженность к ЕС.
В настоящее время глобальные цели ПСР включают вхождение Турции к 2023 году в десятку экономик мира по ВВП ,увеличение объема экспорта страны до 500 миллиардов долларов, снижение уровня безработицы до 5%.
Особое внимание Партия намерена уделять социальной политике и социальному обеспечению, местному самоуправлению и здравоохранению. Главным же приоритетом ПСР является дальнейшая демократизация турецкого общества, заключающаяся в реформировании судебной системы, гражданских институтов и политических партий.
27 августа 2014 года на пост председателя ПСР был утвержден Ахмет Давутоглу.
Слайд 28Структура судебной системы Турции
Уголовно-гражданские суды правосудия Административные Специальные
Согласно
Конституции, судьи независимы при исполнении своих обязанностей. Судьи не могут
быть уволены со своей должности, не могут быть принудительно отправлены в отставку ранее установленного в конституции возраста.
Конституция Турции закрепляет принцип независимости судей. Согласно Конституции судьи находятся на службе до 65 лет: возрастной предел для военных судей, порядок их продвижения по службе и выхода на пенсию определяются законом.
Судебная система
Слайд 29
Турецкая судебная система не предусматривает концепцию суда присяжных. Вердикты выносятся
судьями или судейской коллегией, которые должны основывать свои вердикты на
принципах закона и обвинительном приговоре. Судьи в Турции являются выпускниками юридических вузов и подразделяются на: Криминального судью (носит красный воротник) и Гражданского судью (носит зеленый воротник), Административного судью (носит светло-коричневый воротник).
Криминальный судья в Турции служит в уголовном суде. Эти суды подразделяются на выездные судебные сессии, уголовный суд первой инстанции и уголовный мировой суд.
Гражданский судья в Турции служит в гражданских судах первой инстанции или в гражданских мировых судах. Административные судьи в Турции служат в административных судах.
Слайд 30Суды высшей инстанции Турции
Конституционный
Высший кассационный
Государственный
Высший военный кассационный
Высший военный административный
Суд по
юрисдикционным конфликтам
Высший Совет судей и прокуроров
Высший апелляционный суд
Слайд 31Конституционный суд
Состоит из одиннадцати основных членов и четырех заместителей.
Президент Республики
выбирает членов Конституционного суда из трех кандидатов на каждое вакантное
место: двух основных членов и двух заместителей от Высшего апелляционного суда, двух основных членов и одного заместителя от Государственного Совета и по одному члену от Высшего военного апелляционного суда, Высшего военного административного суда и Счетной палаты, выдвигаемых общим собранием каждого суда абсолютным большинством от общего числа членов, включая председателя и их членов; Президент Республики должен также назначить одного члена из списка трех кандидатов, назначенных Советом по высшему образованию из числа преподавательского состава высших учебных заведений – не членов Совета, а также трех членов и одного заместителя из числа высших административных должностных лиц и юристов.
Слайд 32Прекращение членства
Члены Конституционного суда выходят в отставку при достижении 65-летнего
возраста. Членство в Конституционном суде прекращается автоматически, если член суда
осужден за преступления, требующие его отстранения от должности, а если причина в состоянии здоровья, то членство прекращается по решению абсолютного большинства от общего числа членов Конституционного суда.
Члены преподавательского состава высших учебных заведений, высшие административные должностные лица и юристы должны быть не старше сорока лет, иметь высшее образование или стаж работы в качестве преподавателя вуза не менее пятнадцати лет или фактически проработать не менее пятнадцати лет на государственной службе, или заниматься юридической деятельностью не менее пятнадцати лет.
Конституционный суд избирает председателя и заместителя председателя из числа основных членов тайным голосованием абсолютным большинством от общего числа членов сроком на четыре года. По истечении их срока полномочий он могут быть переизбраны.
Слайд 33 Высший апелляционный суд
.
Высший апелляционный суд – последняя инстанция по
рассмотрению и разрешению выносимых судебными органами решений, которые не передаются
в соответствии с законом другой судебной инстанции.
Члены суда избираются Высшим Советом судей и прокуроров из числа судей и прокуроров Республики первого класса, а также из числа лиц, относящихся к этой профессии, тайным голосованием и абсолютным большинством от общего числа членов.
Председатель, заместитель председателя, члены подразделений избираются полным собранием Высшего апелляционного суда из числа собственных членов на четыре года тайным голосованием и абсолютным большинством от общего числа членов; могут быть переизбраны по окончании срока их полномочий.
Главный прокурор Республики и заместитель Главного прокурора Республики назначаются Президентом Республики на 4 года из числа 5 кандидатов, выдвинутых на каждый пост полным собранием Высшего апелляционного суда из числа собственных членов тайным голосованием. Они могут быть переизбраны в конце срока их полномочий
Слайд 34Государственный Совет
Государственный Совет рассматривает административные дела, определяет точку зрения относительно
законопроектов, представленных премьер-министром и Советом министров, исследует проекты инструкций и
условий контрактов, согласно которым предоставляются льготы, регулирует административные споры и выполняет другие обязанности, указанные в законе.
3/4 членов Государственного Совета назначаются Высшим Советом судей и прокуроров из числа административных судей и прокуроров первого класса или лиц, относящихся к этой профессии; одна четвертая членов – Президентом Республики из числа должностных лиц, отвечающих обозначенным в законе требованиям.
Председатель, Главный прокурор, заместитель председателя и главы подразделений Государственного Совета избираются полным собранием Государственного Совета из числа собственных членов тайным голосованием и абсолютным большинством от общего числа членов.
Слайд 35Высший военный апелляционный суд
Высший военный апелляционный суд – последняя инстанция
по рассмотрению и разрешению дел, рассмотренных военными судами.
Члены суда
назначаются Президентом Республики из числа трех кандидатов, выдвинутых на каждое вакантное место полным собранием Высшего военного апелляционного суда из числа военных судей первого класса тайным голосованием и абсолютным большинством от общего числа членов.
Председатель, Главный прокурор, заместитель председателя и главы подразделений Высшего военного апелляционного суда назначаются согласно разряду и званию из числа членов Высшего военного апелляционного суда.
Слайд 36Высший военный административный апелляционный суд
Высший военный административный апелляционный суд является
первой и последней инстанцией, осуществляющей судебный надзор за спорами, возникающими
в результате административных действий и действий, касающихся военнослужащих или военной службы, даже если эти действия были выполнены гражданскими властями.
Члены этого суда назначаются Президентом Республики.
Срок полномочий членов суда, не являющихся военными судьями, не может превышать четыре года.
Председатель, Главный прокурор и главы подразделений суда назначаются из числа военных судей согласно разряду и званию.
Слайд 37Высший Совет судей и прокуроров
Председатель Совета – министр юстиции. Заместитель
министра является по должности членом Совета. Три основных члена и
три замещающих члена Совета назначаются Президентом Республики на четыре года из числа трех кандидатов. Два основных и два замещающих члена назначаются из числа трех кандидатов, выдвинутых на каждое вакантное место полным собранием Государственного Совета. Они могут быть переизбраны в конце их срока полномочий.
Совет рассматривает вопросы, касающиеся утверждения в профессии судей и прокуроров судебных органов и административных судов, их назначений, переводов, возложения временных полномочий, продвижения по службе и присвоения первого класса, распределения постов, вынесения решений относительно тех, оставление в профессии которых считается нецелесообразным, наложения дисциплинарных взысканий и отстранения от должностных обязанностей. Совет принимает окончательные решения по предложениям Министерства юстиции относительно изменений в составе суда или обязанностей судьи или прокурора, а также изменений юрисдикции суда. Совет также осуществляет другие функции, данные ему Конституцией и законами.
Решения Совета не могут быть обжалованы ни в какой судебной инстанции.
Слайд 38Суды низшей инстанции Турции
Уголовный
Гражданско-правовой
Мировые суды учреждаются в административных центрах ильче (округов) и действуют почти в каждом буджаке (волости). К их компетенции относятся дела по незначительным правонарушениям. Помимо этого на мирового судью возлагаются различные административные функции (судебное исполнение решений вышестоящих судов, проведение дознания, рассмотрение имущественных вопросов при бракоразводных процессах). При отсутствии в ближайшем административном центре более высоких основных судов Министерство юстиции может возложить на мировой суд рассмотрение более значительных уголовных, гражданских или коммерческих дел.
Мировой суд
Слайд 39Суды первой инстанции Турции
К судам первой инстанции относятся также основные суды. Они
подразделяются на несколько видов: основной суд по особо тяжким уголовным преступлениям; основной
суд по уголовным делам; основной суд правосудия по гражданским и коммерческим делам . Основной суд обычно состоит из председателя, двух основных и одного резервного члена суда.
В ряду уголовных судов особое место занимают суды государственной безопасности. Согласно Конституции эти суды учреждаются для рассмотрения дел о преступлениях, посягающих на целостность государства, его территории и нации, свободный демократический строй или на Республику, а также преступлениях, связанных с внутренней или внешней безопасностью государства. Суд государственной безопасности состоит из председателя, двух основных и 2 резервных членов, которые назначаются правительством сроком на 4 года. Надзорной инстанцией в отношении приговоров судов государственной безопасности является Высший кассационный суд.
Слайд 40Высший кассационный суд
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Высший кассационный суд (Яргытай). Его
члены избираются пленумом Высшего совета судей и прокуроров на 4
года. Главный прокурор Высшего кассационного суда, являющийся также генеральным прокурором Республики, и его заместитель на тот же срок назначаются Президентом из числа 5 кандидатов.
В его компетенцию входит рассмотрение протестов и жалоб на решения всех судов общей юрисдикции, обеспечение единообразного толкования и применения законодательства всеми уголовно-гражданскими судами. По ряду особо опасных преступлений Высший кассационный суд может выступить в качестве суда первой инстанции. Высший кассационный суд делится на 7 секций (камер) по уголовным, 9 секций по гражданским и несколько секций по коммерческим делам и по делам о банкротстве. Каждая секция имеет председателя, четырех основных и одного резервного члена. Они рассматривают жалобы и протесты на решения судов первой инстанции, утверждают или направляют дело на новое расследование.
Слайд 41Местное самоуправление в Турции
В Турецкой республике существует весьма пестрая система
органов местной власти: страна делится на провинции (илы), округа (ильче),
волости (буджаки), деревни (касаба), поселки (кей). В свою очередь, крупные города состоят из городских районов (бельге) и кварталов (махалле). Самым низким звеном местного самоуправления являются буджаки (волости), объединяющие несколько деревень и поселков (касаба и кей).
Согласно Закону «О городском самоуправлении» городом в Турции называется населенный пункт с числом жителей более 2 тыс. Для управления такими городами создаются муниципалитеты, утверждаемые постановлением Великого национального собрания Турции.
Слайд 42
Турецкая провинция имеет двойной статус: с одной стороны, она входит
в систему государственного управления, а с другой - выступает как
территориальная единица местного самоуправления.
Органами провинциального самоуправления являются генеральная ассамблея, постоянный комитет провинции и губернатор. Члены ассамблеи избираются непосредственно от каждой субпровинции пропорционально численности населения. Согласно регламенту, ассамблея собирается один раз в год для проверки и утверждения бюджета провинции, а также принятия других решений по вопросам провинциальной жизни, находящихся в компетенции этого органа власти. Все решения генеральной ассамблеи утверждаются губернатором. Он же является председателем постоянного комитета, который формируется из членов, избираемых генеральной ассамблеей из своего состава. Основная функция комитета - контроль за исполнением провинциального бюджета. В перерывах между сессиями он вправе принимать от имени ассамблеи другие решения, которые должны утверждаться последней.
Губернатор провинции, назначаемый центральным правительством, является одновременно и главой исполнительной власти в системе местного управления.
Слайд 43
Муниципалитеты - единицы местного самоуправления в территориальных сообществах, численно превышающих
2 тыс. человек. Органами управления здесь являются муниципальный совет, муниципальный
постоянный комитет и мэр.
Муниципальный совет, члены которого избираются населением, является высшим органом власти. Его основные функции - контроль и принятие бюджета, подготовляемого мэром. Часть решений муниципального совета подлежат утверждению центральной властью - администрацией либо соответствующим министерством, причем виды полномочий и порядок вступления в силу принимаемых по ним решений детально регламентируются законодательством. Муниципальный совет обладает также правом контроля за деятельностью мэра с помощью практики так называемого «голосования о доверии». Однако смещение его может быть осуществлено лишь после утверждения Государственным советом .
Муниципальный постоянный комитет включает глав муниципальных департаментов и членов, самостоятельно избираемых советом. Его основные функции - консультирование мэра и исполнительных органов муниципальной власти, проверка статей бюджета перед его передачей в муниципальный совет, налагание штрафов, контроль за поддержанием порядка в муниципалитете.
Мэр является главой исполнительной власти муниципалитета и избирается населением соответствующего территориального образования. Он подготавливает бюджет, обеспечивает надзор за соблюдением муниципальных законов, управляет общественной собственностью, выполняет другие обязанности, возложенные на него муниципалитетом.
Слайд 44
Сельская администрация - низовая и самая традиционная форма местного самоуправления
в Турции. Ее рабочими органами являются сельская ассамблея, совет старейшин
и глава администрации. Ассамблея является основным органом принятия решений и включает в себя всех сельчан - мужчин и женщин, имеющих право голоса и проживающих в границах данного поселения. Она избирает членов совета - старейшин, а из их состава - главу сельской администрации.
Совет старейшин состоит из выборных членов, а также неофициальных, таких, например, как учителя, врачи, служители культа (имамы). Совет рассматривает бюджет, представляемый главой администрации, и контролирует его исполнение, разрабатывает программу и определяет приоритеты развития поселения, может налагать санкции на жителей, нарушающих традиции и порядок, или не выполнивших взятых на себя обязательств.
Глава, олицетворяющий исполнительную власть в сельской администрации, получает жалованье от центрального правительства, вследствие чего имеет двойной статус: с одной стороны, он - высшее должностное лицо сельского самоуправления, а с другой - представитель государственной власти в поселении, отвечающий за информированность жителей об изменениях в законодательстве и за соблюдение порядка на вверенной ему территории.
Слайд 45Турция является первоначальным членом ООН, входит в различные комитеты, комиссии
и специализированные учреждения ООН.
Страна принимала участие в работе Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки и подписала Заключительный акт. В Стамбуле (18-19 ноября 1999 г.) состоялся очередной саммит ОБСЕ. Является участницей Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Турция - член НАТО с 1952 г., ЧЭС, Совета Европы, ЦЕРН, ЕАРС, Организации Экономического Сотрудничества, ОЭСР, Организации Исламская Конференция, ОБСЕ, Всемирной Торговой Организации, Австралийской группы, Азиатского Банка Развития, Банка Международных Расчётов, ЕБРР, Международной Конфедерации Свободных профсоюзов, Международной Ассоциации Развития, Исламского Банка Развития, Международного Энергетического Агентства, Международного Фонда Развития Сельского Хозяйства, Международной Организации Судоходства, Интерпола, Всемирной ассоциации профсоюзов. Имеет статус наблюдателя при ОАГ. Является ассоциированным членом ЕС (с 1963 г.) и Западноевропейского Союза. Получила статус страны-кандидата на членство в ЕС (декабрь 1999 г.), с которым у нее уже имеется соглашение о таможенном союзе (с 1996 г.).
Для внешней политики Турции характерно участие в региональных интеграционных группировках, не являющихся, однако, альтернативой курсу на вхождение в Евросоюз. Турция проводит активную политику в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), штаб-квартира которой находится в Стамбуле. Также она участвует в деятельности ОЭС, ОИК, группы D-8 (как и ОЧЭС, создана по инициативе Анкары), является инициатором сотрудничества с причерноморскими странами в рамках операции «Черноморская гармония», к которой в конце 2006 г. присоединилась и Россия.
Участие в международных организациях