Слайд 1Русские путешественники
Подготовила: учитель географии
МБОУ «СОШ№6» г Каспийска
Абакарова А.Г
Слайд 2Тестовый практикум
1. Во времена Джеймса Кука ещё не был открыт материк
а) Австралия
б) Антарктида
в) Атлантида
2. Материк
Антарктида по площади занимает
а) 3-е место
б) 5-е место
в) 6-е место
3. По особенностям природы материк
Антарктида является
а) самым влажным
б) самым сухим
в) самым холодным
Слайд 34. Корабль, на котором Джеймс Кук совершил своё кругосветное плавание, назывался:
а) «Санта-Мария»
б) «Индевер»
в) «Сантьяго»
5. Целью
второй кругосветной экспедиции Джеймса Кука было
а) изучение Тихого океана
б) дальнейшие поиски Неизвестной
Южной Земли
в) поиски морского пути в Европу через Северный Ледовитый океан
6. Главной причиной, препятствующей открытию Южного материка экспедицией Джеймса Кука, стало
а) большое количество полярных льдов
б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями
в) гибель капитана во время второго кругосветного плавания
Слайд 47.Во время плавания по Тихому океану Джеймс Кук совершил открытие
а) Курильских
островов
б) Гавайских островов
в) Мальдивских островов
8. В какой части Тихого океана расположены Гавайские острова?
а) в
западной
б) в центральной
в) в восточной
9. Расставьте события, связанные с путешествиями Джеймса Кука, в хронологическом порядке.
а) попытка обнаружения Южной земли
б) исследование восточных берегов Австралии
в) открытие Гавайских островов
БАВ
Слайд 5Цель
Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении
территории Земли
Слайд 6Задачи урока
1. Рассмотреть причины и следствия экспедиций, организованных русскими путешественниками.
2. Рассмотреть направления
и основные районы исследований.
3. Познакомить обучающихся с выдающимися русскими путешественниками.
4. Раскрыть практическое
значение экспедиций.
5. Формирование представлений о значении экспедиций для формирования территории России.
Слайд 7Краткое содержание урока
1. Роль русских путешественников в исследовании Земли.
2. Основные направления и
районы исследования русских экспедиций путешественниками.
3. Семен Дежнев, Витус Беринг и Алексей
Чириков как яркие представители России периода освоения и изучения Земли.
Слайд 8Опорные знания
1. Имена русских путешественников и их вклад в освоение Земли.
2. Цели
походов русских путешественников.
Слайд 9Проблемный вопрос
Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России?
Слайд 10Вопросы
1. Почему первопроходцев называют «российскими Колумбами»?
2. Почему русские первопроходцы путешествовали в
основном по территории современной России?
3. В чем состоит заслуга русских первопроходцев
в исследовании Земли?
Слайд 11Вопросы
4. Какое современное название носит Ледовитое море?
5. Почему составление карты России
заняло несколько столетий?
6. Почему экспедиция под руководством В. Беринга и А.
Чирикова называлась Камчатской?
7. Почему, на ваш взгляд, пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны, назван в честь В. Беринга, а не в честь С. Дежнёва
Слайд 12Понятия и термины
Поморы, казаки.
Географическая номенклатура
Россия, Европа, Азия, река
Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова.
Персоналии
Семен Дежнев, Витус Беринг,
Алексей Чириков.
Слайд 13Мы знаем о путешествии А Никитина
1) путешествие от Твери
до южных берегов Каспийского моря;
2) первое путешествие по Персии;
3) путешествие
по Индии и
4) обратное путешествие через Персию на Русь.
Слайд 16Семён Иванович Дежнёв
( ? – 1673 год )
Выдающийся русский
мореход, землепроходец, путешественник исследователь Сибири
Слайд 1720 июня 1648 г. начался поход на северо-восток Азии, который
вошел в историю мировых географических открытий. С.И. Дежнев, Ф.А. Попов,
их спутники проплыли по Чукотскому и Берингову морям, достигнув самого восточного мыса Евразии (ныне мыс Дежнева)
Северный Ледовитый океан
Тихий океан
Слайд 18Семён Иванович Дежнёв
Выдающееся открытие экспедиции состояло в том, что было
доказано существование пролива между Азией и Америкой, открыт морской путь
из Северного Ледовитого океана в Тихий.
Слайд 19«Коломбы России»
Витус Ионассен Беринг - выдающийся русский офицер, мореплаватель и
землепроходец первой половины XVIII столетия. Исследователь побережья Камчатки, Чукотки и
северной части Тихого океана. В 22 года от роду он завербовался на русскую службу и до конца дней верой и правдой служил России. В честь его названы Командорские острова, Берингово море и пролив между Азией и Америкой. Основатель нынешней столицы Камчатки города Петропавловск-Камчатский.
Родился 12 августа 1681 года в Дании, в г. Хорсенсе.
Слайд 20На русскую службу
В то время по всей Европе «агенты» царя
Петра I занимались поиском и вербовкой на русскую службу толковых
иностранцев - военных, моряков и других специалистов. В Амстердаме подбором моряков «с опытом работы» занимался адмирал Корнелий Ивановичем Крюйс.
Послужной список Витуса Беринга
1703 – Амстердам. Датчанин Беринг поступает на русскую службу.
1707 – произведен в России в поручики (лейтенанты).
1710 – переведен на Азовскую флотилию. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал шнявой «Мункер».
1710 - 1712 в составе Азовской флотилии участвовал в войне с Турцией.
1712 - переведён на Балтийский флот.
1713 - в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.
1715 - произведён в капитаны 4 ранга. В этом же году Витус Беринг в последний раз побывал на родине и больше туда не возвращался.
1716 - капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Пёрл».
1717 - произведён в капитаны 3 ранга.
1719 - году командовал кораблём «Селафаил».
1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург» и другими.
Слайд 21 Петр I - инициатор Камчатской экспедиции
23 декабря 1724 года
Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку. Адмиралтейств-коллегия
предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга В. И.
Слайд 22 Задачи экспедиции Берингу собственноручно расписал сам Петр:
1. Надлежит на
Камчатке или в другом месте сделать один или два бота
с палубами.
2. На оных ботах [идти] возле земли, которая идет на Норд и по чаянию, понеже оной конца не знают, кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений... И самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды.
Слайд 23Из Петербурга на восток
Беринг и его товарищи блестяще справились с
поставленной задачей – исследовали и нанесли на карту большую часть
побережья Камчатки и Чукотки. И главное – доказали, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга, нанеся на карту ее истинные границы и доказав, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые.
Карты, составленные командой Беринга, были для того времени на удивление точными. Их качество высоко оценил сам Джеймс Кук, который плавал в этих же местах в то же время с похожими целями. (Кстати, задача Д. Кука была найти "северный морской путь" с востока на запад американского континента.)
Слайд 24Великая Северная экспедиция
Во времена царствования Анны Иоанновны (1730-1740)
Ключевой фигурой в
изучении Севера стал
Граф А.И. Остерман – самое влиятельное лицо
в государстве .
В апреля 1732 был подписан высочайший указ.
Слайд 25 Основные Направления Великой Северной экспедиции
Все побережье северных
морей, от Печоры до Чукотки, было разбито Адмиралтейств-коллегией на 5
участков. За самый западный участок (от Печоры до Оби) отвечало само Адмиралтейство. Всем остальным "хозяйством" ведал Витус Беринг.
1
2
3
4
5
6
7
Слайд 26Двинско-Обский отряд
Задача отряда:
пройти морем и сделать съемку побережья от
устья Печоры до Оби.
Начало работы - 1734. Окончание – 1737
.Результат:
Отряд справился с поставленной задачей. Были обследованы и нанесены на карту: побережье Северного Ледовитого океана от реки Печоры до устья Оби, включая полуостров Ямал, часть берега Обской губы, нижнее течения реки Обь до г. Березов.
Слайд 27Обско-Енисейский отряд
Задача отряда:
Маршруты Дмитрия Овцына и Федора Минина пройти
водным путем и нанести на карту побережье Северного океана от
устья Оби до устья Енисея.
Результат: Отряд справился с поставленной задачей. Были сделаны промеры глубин, нанесены на карту фарватеры, берега, мели. На берегах поставлены навигационные знаки. Cоставлена карта Гыданского полуострова.
Слайд 28 Восточно-Енисейский отряд
Задача отряда:
Восточно-Енисейский отряд Великой Северной экспедиции составить
описание побережья Северного океана и полуострова Таймыр от устья Енисея
до реки Хатанга.
Начало работ – 1738. Окончание – 1743.
Результат: Поставленная задача выполнена частично. Пройдена по морю, нанесена на карту и описана лишь западное побережье п-ова Таймыр до 75° с. ш.
Слайд 29 Западно-Ленский отряд
Задача отряда:
разведать возможность прохождения морем от Лены
на запад к Енисею, исследование и нанесение на карту побережья,
полуострова Таймыр, а также русла реки Лена ниже Якутска.
Результат:
отряд почти полностью справился с поставленной задачей. Нанесен на карту практически весь Таймыр и побережье на запад от Лены до устья реки Хатанги.
Группе С.Челюскина в 1742 удалось выйти на самую северную точку Таймыра и всего Азиатского материка – Восточно-Северный мыс с координатами 77°43′ с. ш. 104°18′ в. д.
К 100-летнему юбилею экспедиции «Русское географическое общество» переименовало эту географическую точку в мыс Челюскина. Д. Прончищев и Х. Лаптев
Слайд 30 Восточно-Ленский отряд
Задача отряда:
попытаться пройти морем от устья Лены до
«Чукотского мыса» и далее до Камчатки. На всем пути провести
съемку побережья, нижнего течения основных рек, определить фарватер и провести все прочие наблюдения самого дальнего участка азиатского материка.
Начало работ – 1735. Окончание – 1742.
Результат:
отряд выполнил только часть задания. Не удалось пройти морем на восток дальше устья Колымы. Нанесено на карту побережье от Лены до Колымы, обследованы русла рек Яна, Хрома, Индигирка, Колыма, Анадырь.
Командир (1735-36) – лейтенант Петр Ласиниус (участник Первой Камчатской экспедиции) большая часть команды погибла от цинги.
Командир (1736-1742) –лейтенант Дмитрий Лаптев (двоюродный брат Харитона Лаптева) сделал ряд попыток прорваться морем до «Чукотского носа». Проплыть по воде удалось только до мыса Баранов камень, восточнее устья Колымы.
Слайд 31Отряд Беринга-Чирикова
Задача отряда: Вторая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова в Америкунайти
морской путь в Америку с Востока. Провести разведку, нанести на
карты все, что будет встречено на пути.
Командир – капинат-командор Витус Беринг
Второй командир – капитан Алексей Чириков
Начало – 1740. Окончание - 1742.
Результат: оба судна дошли до американского побережья.
Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова.
Её главным итогом было пребывание российских кораблей возле Западного побережья Северной Америки. Открытие Алеутских островов и целого ряда прочих.
Слайд 32Южный отряд
Задача отряда: найти дорогу в Японию. По возможности
установить контакты с населением и местными властями.
Командир – капитан 1
ранга Мартын Шпанберг (участник Первой Камчатской экспедиции)
Второй командир – лейтенант Вилим Вальтон
Начало – 1738. Окончание – 1739.
Результат:
отряд полностью справился с поставленной задачей. Обнаружена Япония, сделаны описания части побережья, установлены контакты с местным населением
Слайд 33Итоги Великой Северной экспедиции
Несмотря на все трудности и непреодолимые
по тогдашним средствам препятствия, Великая Северная экспедиция существенно расширила географические
(и все сопутствующие) сведения о берегах Ледовитого океана. Были нанесены на карты полярные пределы России, низовья больших сибирских рек. Был проявлен научный подход к изучению местных народов. Русские «официально» достигли берегов Америки и Японии.
Сведения, добытые отрядами экспедиции, более ста лет являлись единственным источником информации для ученых и мореплавателей всего мира. Именами командиров и активных участников экспедиции названы моря, проливы, острова и другие точки на карте России.
Слайд 34Дополните предложения
Летом _____ года из гавани только что заложенного на
__________
порта __________вышли два российских корабля — «______________________ » под командованием __________________
и «________ », командиром которого был _______. Благодаря экспедиции В.______ и А.___________ были открыты ___________ ,часть ______________ Америки,
_____________и _________________ острова.
Слайд 35Тематический практикум
Составьте описание экспедиции под руководством В. Беринга и А.
Чирикова, используя предложенную картосхему.
Слайд 36Картографический практикум
1. С помощью карт атласа (с. 10—11, 18—19) и
текста учебника вы-пишите в таблицу географические объекты, названные в честь
участников Камчатской экспедиции. Нанесите перечисленные объекты на контурную карту
Слайд 402. Проанализируйте представленные контурные карты. На какой из представленных карт
обозначено наибольшее количество географических объектов, связанных с Камчатской экспедицией?
Слайд 43Практическая работа
Сводная таблица «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на
карте мира».