Слайд 1«… Может увеселиться око в том, что он построил»
Специфика русского
барокко. Франческо Бартоломео Растрелли
Авторская методическая
разработка Малаховой Н.Н.
Слайд 2Информационно-методическая карта урока
Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию
и осмыслению особенностей растреллиевского барокко
Художественно-педагогическая идея: через созерцание архитектурных
форм и деталей, интерьеров и декора, размышления о характерных чертах стиля Ф.Б.Растрелли – к открытию собственного понимания русского барокко
Слайд 3Информационно-методическая карта урока
Задачи:
1) расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве
с русским барокко;
2) развитие у старшеклассников способности к личностному проживанию
изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, критически осмысливать материал;
3) постижение мировоззренческих акцентов творчества русского архитектора Ф.Б.Растрелли.
Слайд 4Информационно-методическая карта урока
Композиция урока:
Анфилада (ряд залов, сообщающихся друг
с другом дверными проемами, расположенными по одной оси)
Музыкальный ряд: И.С.Бах
Оркестровая сюита №3 (Ария, Шутка), В.А.Моцарт Рондо из концерта для духовых инструментов №4, Д.Чимароза Серенада, П.Чесноков Молитва «Не умолчим никогда, Богородице», Ж.Массне «Размышление»
Слайд 5Пролог
На протяжении тысячелетий человек мечтает о рае – небесном и
земном. Земной рай должен напоминать небесный, соотноситься с ним. Человек
ищет его в красоте ландшафтов или создает сам.
Соотнесением , сопряжением земного и небесного издавна занималось искусство – зодчество, архитектура. Неслучайно само слово «архитектор» означает «главный строитель», «верховный строитель».
Слайд 6Мы никогда не жили вне архитектуры, мы всегда живем внутри
нее. Она играет пространством и светом. Архитектура постигается не только
органами чувств, но и всем телом. Мы ступаем ногами по мраморному полу и слышим, как звучат шаги, прикасаемся руками к поверхности стен, вздрагиваем от неожиданно открывшейся перспективы …
Архитектура организует пространство городов, в которых мы живем. Это своего рода – Книга, которую пишут веками зодчие и строители.
Слайд 7Зал первый «Архитектурное ядро города»
(работа с картой Санкт-Петербурга)
Слайд 8Петр I
«Строить Петербург как европейский город»
Слайд 9Елизавета Петровна
Петербург из города-порта превращался в город дворцов
Слайд 10Франческо Бартоломео Растрелли
«Обер-архитектор» императорского двора
Слайд 11Зал второй Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Слайд 171. С помощью каких приемов архитектор преодолел тяжесть каменной массы
и создал иллюзорную подвижность стены?
2. Каким образом решен в архитектуре
Зимнего дворца вопрос противоборства горизонтали и вертикали?
3. В чем уникальность архитектуры Зимнего дворца?
Слайд 18Эмоционально-художественное созерцание
«Парадная лестница»
Что вы почувствовали, глядя на эту лестницу
дворца?
Как бы вам хотелось подниматься по этим ступеням? В
каком темпе?
Какие картины рисует ваше воображение?
Слайд 19Зал третий Екатерининский дворец в Царском селе
Слайд 241. Почему не возникает ощущения монотонности при восприятии этой части
здания, протяженностью 306 метров?
2. Каким образом в интерьерах залов дворца
архитектором создается иллюзия исчезновения стены? Как осуществляется «игра» с пространством?
3. С помощью каких приемов Растрелли создает атмосферу вечного праздника на фасадах и в интерьерах Екатерининского дворца?
Слайд 25«Стилистика растреллиевского барокко»
Слайд 27Зал четвертый Смольный монастырь в Санкт-Петербурге
Созерцая этот храм под
звуки молитвы, попытайтесь почувствовать динамику архитектурного ансамбля. Взгляните на него
не как на застывшую форму, а как на живой организм со своим развитием, со своим характером…
Слайд 301. Эхо каких архитектурных мотивов отозвалось в планировке и декоре
Смольного монастыря (эмоционально-образное восприятие, подкрепленное фрагментом текста учебника)
2. Назовите излюбленные
стилистические приемы Ф.Б.Растрелли, использованные им в ансамбле Смольного монастыря.
3. Подтвердите мысль о том, что Смольный монастырь – образец уникального синтеза мощного древнерусского монолита и сложных барочных форм.
Слайд 31НАШ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
по творчеству архитектора
Франческо Бартоломео Растрелли
Слайд 32Екатерина II
Взошедшая на престол Екатерина II, предпочла стиль французского классицизма
Слайд 33
Франческо Бартоломео Растрелли прожил 71 год, из них большую часть
– в России. Прибыв в северную столицу юношей, учеником своего
отца, он достиг всех возможных для архитектора того времени высот.
Слайд 34Растрелли с чувством собственного достоинства воспринял события, уготованные ему судьбой.
Взошедшая на престол Екатерина II, предпочла стиль французского классицизма. И
архитектор, создавший величайшую страницу в истории русской архитектуры, оказался не востребованным. Он подает прошение об отставке.
Слайд 35
Рефлексия «Франческо Бартоломео Растрелли» (1700-1771).
Впечатление через 300 лет…»
(индивидуальная творческая
работа)
«Мне кажется, что спустя 300 лет, все строения, созданные Растрелли,
по-прежнему поражают своей красотой, мощностью и легкостью. Его стиль не давит, а наоборот, помогает взлететь» (Александр П.)
Слайд 36Рефлексия «Франческо Бартоломео Растрелли» (1700-1771).
Впечатление через 300 лет…»
(индивидуальная творческая
работа)
«Нельзя не гордиться и не восхищаться красотой и величием произведений,
созданных Растрелли. Такое чувство, что его мыслями руководили какие-то высшие силы. Он вложил всю душу в свои произведения» (Евгений Ц.)
«Я никогда бы не подумала (если бы не знала), что эти великолепные архитектурные строения были спроектированы нерусским человеком. Мне кажется, что в этих сооружениях он воплотил мощь России. Ее красоту» (Ирина Л.)