Слайд 1Типология стран современного мира
Урок географии в 10 классе
Разработала: учитель географии
Пономарева Елена Владимировна
Слайд 2Тип урока: урок общеметологической направленности.
Цели урока:познакомить с разнообразием стран мира
и их классификацией;совершенствовать навыки работы с контурными картами и тематическими
картами.
Оборудование: учебник, атлас,рабочая тетрадь,контурные карты, тематические карты, статистические материалы, интернет-ресурсы, интерактивная доска.
Слайд 3Ход урока
1.Орг. момент
2.Актуализация знаний
-Какая страна
имеет самую
большую площадь территории?( покажите на карте)
-С какими странами граничит Россия?(покажите
на карте)
-На какой карте показаны страны мира?(на политической)
-Как называется главный город страны?(столица)
-Докажите, что страны мира разнообразны.
-Какие страны входили в СССР?(покажите на карте)
Слайд 4Ответ:1А,2В,3Г,4Б,5А,6А,7Б,8А.
Задание.Установите соответствие между странами и материками, на которых они расположены.
Страна
Материк
1)Китай А)Евразия
2)Канада Б)Африка
3)Бразилия В)Северная Америка
4)ЮАР Г)Южная Америка
5)Франция
6)Индия
7)Ливия
Слайд 53.Работа по теме урока.
План урока
1.Количество и группировка стран.
2.Типология стран.
3.Экономически
развитые страны.
4.Развивающиеся страны.
5 Страны с переходной экономикой.
В чем состоит многообразие
современного мира?
(Работа в тетрадях со схемой )
Слайд 6Типология стран мира
По площади территории
По географическому положению
По социально-экономическому статусу
По численности
населения
Слайд 7Вопросы:1) Почему количество стран постоянно меняется?(распадаются, обЪединяются, добиваются независимости.)
Большая часть
стран современного мира- суверенные,т.е.независимые.
Задание:Найдите в учебнике определение суверенное государство и
запишите в тетради.
Остальные страны-это несамоуправляющиеся территории(преимущественно бывшие колонии Великобритании,Франции,Нидерландов)
Работа с картой
Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте.
(работа в микрогруппах(4))
Слайд 8 ВВП (валовый внутренний продукт) - показатель, характеризующий стоимость всей конечной
продукции, выпущенной на территории данной страны за год (долларах США).
ИЧР
(ИРЧП) – индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала).
Включает: Уровень душевых доходов, среднюю продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения.
Критерии выделения групп стран
Слайд 9Страны мира
Развитые
С переходной экономикой
Развивающиеся
Слайд 10Работа с картой
Что такое ИЧР?(индекс человеческого развития).
Найдите в учебнике
примеры стран по этим критериям , покажите на карте.
Изучите источники
дополнительной информации и ответьте на вопросы:
Назовите страны с ИЧР больше 0,9.(Норвегия,Австралия,Швеция,Швейцария,Нидерланды,Германия, Дания,Сингапур,Канада,США, Япония и др.)
Назовите страны с ИЧР меньше 0,3.(Чад,Нигер,ЦАР).
Какое место по ИЧР занимает Россия?(49)
Слайд 11Развитые страны
Внеевропейские страны
Менее крупные страны Западной Сибири
Большая семёрка
Слайд 12Развитые страны
Внеевропейские страны
Менее крупные страны Западной Европы
Большая семёрка
США, Япония, Германия,
Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия.
Слайд 13Развитые страны
Внеевропейские страны
Менее крупные страны Западной Европы
Большая семёрка
Австрия, Швейцария, Норвегия,
Швеция, Финляндия, Испания, Нидерланды, Бельгия и др.
Слайд 14Развитые страны
Внеевропейские страны
Менее крупные страны Западной Сибири
Большая семёрка
Австралия, ЮАР, Новая
Зеландия, Израиль.
Слайд 15Развивающиеся страны
Нефти-экспорт страны
Ключевые страны
НИС
Наименее развитые страны
Страны достигшие относительно высокого уровня
развития
Отстающие в развитии
Слайд 16Развивающиеся страны
Нефти-экспорт страны
Ключевые страны
НИС
Наименее развитые страны
Страны достигшие относительно высокого уровня
развития
Отстающие в развитии
Индия, Китай, Мексика, Бразилия.
Слайд 18Развивающиеся страны
Нефти-экспорт страны
Ключевые страны
НИС
Наименее развитые страны
Страны достигшие относительно высокого уровня
развития
Отстающие в развитии
Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла
Слайд 20Развивающиеся страны
Нефти-экспорт страны
Ключевые страны
НИС
Наименее развитые страны
Страны достигшие относительно высокого уровня
развития
Отстающие в развитии
Респ. Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия.
Слайд 22Развивающиеся страны
Нефти-экспорт страны
Ключевые страны
НИС
Наименее развитые страны
Страны достигшие относительно высокого уровня
развития
Отстающие в развитии
ОАЭ, Кувейт, Катар, Бруней, Саудовская Аравия.
Слайд 24Развивающиеся страны
Нефти-экспорт страны
Ключевые страны
НИС
Наименее развитые страны
Страны достигшие относительно высокого уровня
развития
Отстающие в развитии
Большинство стран Африки, есть в Азии и Латинской
Америки
Слайд 26Развивающиеся страны
Нефти-экспорт страны
Ключевые страны
НИС
Наименее развитые страны
Страны достигшие относительно высокого уровня
развития
Отстающие в развитии
Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия,
Сомали, Мозамбик, Гаити.
Слайд 28Страны с переходной экономикой
Страны Балтии
СНГ
Страны Центрально-Восточной Европы Страны
Польша, Чехия, Словакия,
Венгрия
Эстония, Латвия, Литва
Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркмения, Узбекистан,
Киргизия, Таджикистан.
Слайд 30Задание:Найдите в тексте учебника социалистические страны и нанесите их а
контурную карту.
(КНДР,КУБА,КИТАЙ.)
Слайд 31 Богатые страны способны не только обеспечивать полноценное развитие собственной экономики, но
и стимулировать развивающиеся страны и своих соседей. Чем богаче страна,
тем больше она пытается расширить сферу влияния.
Самые богатые страны мира, отобранные по размеру ВВП на душу населения.
Самые богатые страны мира 2013.
Слайд 32Домашнее задание
1.Параграф 1.(стр.6-11)
2.Ответить на вопросы в учебнике стр.12.
3.Выполнить задание 2
стр. 13 учебника.
4.Подготовить сообщение или презентацию(по выбору) на тему: «Военно-политический
блок НАТО»
4.Закрепление(работа с картой)
-Покажите самые большие по площади страны.
-назовите и покажите страны,имеющие больше пяти соседей(Россия,Китай,ФРГ.)
-Назовите и покажите пять развивающихся стран.(Например:Индия ,Китай,Аргентина,Малайзия, Бангладеш.)
-Назовите и покажите страны «Большой семерки».(США,Япония,ФРГ,Франция,Великобритания,Италия,Канада).
-Почему Китай относят к развивающимся
странам?(ВВП-9 тыс.дол.)
5.рефлексия
-Я понял(не понял) тему урока.
-Я оцениваю свою работу на уроке(отлично,хорошо,удовлетворительно).
-У меня были проблемы на уроке.
-