Слайд 1Урок-путешествие
на тему
«Внутренние
воды России»
Слайд 21.Вопросы:
1.Что такое река?
2. Что такое исток? Где река берёт своё
начало?
3.Что такое устье реки? Какие виды устьев есть в наших
реках?
4.Что такое речная система?
5. Какие бывают притоки?
6.Реки нашей страны относятся к бассейнам каких океанов?
7.Какие компоненты природы влияют на реки?
8.Какую роль играют особенности рельефа?
9.Что такое равнинные реки? Покажите на карте.
10.Что такое горные реки? Покажите на карте.
Слайд 3
11.Что определяет климат?
12.Назовите типы питания рек.
13.Назовите классификацию рек России
по режиму.
14.Что такое половодье?
15.Что такое паводок?
16.Что такое межень?
17.Что такое
падение реки?
18.Что такое уклон реки?
19.Что такое годовой сток реки?
20.Что такое наводнения?
Слайд 4
2. Работа с картой: (в парах)
1 пара:
Покажите реки бассейна
Северного
Ледовитого океана:
Северная двина, Онега, Печора, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Вилюем и Алданом, Яна, Индигирка, Колыма.
Слайд 52 пара:
Покажите реки бассейна
Атлантического океана:
Нева, Днепр, Дон, Кубань.
Слайд 63 пара:
Покажите реки бассейна
Тихого океана:
Амур с Зеей, Бурея, Уссури, Шилка
и Аргунь, Анадырь.
Слайд 74 пара:
Покажите реки бассейна внутреннего:
Волга с Окой и Камой,
Урал,
Терек.
Слайд 83. Решение задач:
1 задача:
Определите падение и уклон реки Лена.
Абсолютная
высота истока (Н = 930 м.)
Абсолютная высота устья (Н
= 0 м.)
Длина реки – 4400 км.
Задача 2:
Определите падение и уклон реки Ангары.
Абсолютная высота истока (Н = 456 м.)
Абсолютная высота устья (Н = 76 м.)
Длина реки – 1826 км.
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Вечная мерзлота.
Слайд 10План:
1. Озера
2.Болота
3.Подземные воды
4.Ледники
5.Вечная мерзлота
Слайд 11Цель урока:
Расширить и углубить знания учащихся об озёрах, болотах, ледниках,
подземных водах, многолетней мерзлоте и их особенностях.
Задачи:
- Образовательная:
дать представление о размещении, происхождении и значении вод суши;
- Развивающая:
Продолжить формировать умения при работе с атласом, к/к, таблицами и другими источниками информации;
- Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к водам нашей Родины.
Слайд 12Озёра – это замкнутые котловины заполненные водой
Слайд 13Озера бывают:
Пресные
Сточные
Соленые
Бессточные (о.Эльтон
Слайд 15Причины влияющие на размещение озер:
Слайд 16Болота – участки суши с избыточным увлажнением.
Слайд 17Болота бывают:
1. Низинные
Расположены в понижениях рельефа, где близко к поверхности подходят грунтовые воды, преобладают в степях.
2. Верховые (избыточное увлажнение)
Слайд 18Площадь болот в России
2 млн. кв.км
(10 % всей территории)
Сильно заболочены:
1.Западно-Сибирская равнина (Васюганье – до 70 %)
2.Северо-Запад Русской равнины (до 20-30 %)
3.Бассейн Амура (10-12 %)
Слайд 20Условия образования болот:
Избыточное увлажнение (k >1).
Плоский рельеф, замедленный сток.
Зарастание озер.
Близость
грунтовых вод.
Близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота)
Слайд 21Проблемный вопрос:
Болота – это зло или добро?
Почему нельзя осушить все болота?
Слайд 22Значение болот:
1. На болотах идет очистка воды,
болота дают
начало многим рекам.
2. На болотах растут ценные ягоды (клюква, морошка, голубика)
3. В болотах образуется торф, который используется как топливо и как удобрение.
4. Болота – места обитания водоплавающих птиц ( уток, куликов, гусей и т.д.)
Слайд 23Подземные воды – воды находящиеся в земной коре.
Грунтовые воды
(в деревенских колодцах, криницах)
Межпластовые воды (получают их, пробурив скважину в межпластовые воды)
Слайд 24Термальные воды- это подземные воды с температурой + 30…300 С
Состав
и качество ПВ:
Термальные
Минеральные
Пресные
Слайд 25Проблемный вопрос:
Почему термальные воды распространены там, где вулканизм?
Приведите примеры.
Слайд 26Ледники – это скопления льда, образовавшегося из снега.
покровные
Горные
Мощность слоя –
4 км.
Распространены на островах Арктики
Площадь -55 тыс. кв. км.
( 90 % -современного оледнения)
В горах Кавказа, Камчатки, Алтая, на севере Урала.
Самые крупные ледники России:
Ледник Богдановича на Камчатке (17 км.)
- Ледник Безенги на Кавказе (17,6 км.)
Слайд 27Ледники стекают, обрываясь ледяными горами-айсбергами в океан.
Слайд 30Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, не оттаивающий в
течение длительного времени, до тысячи лет.
Слайд 31Причины образования ВМ:
Суровые малоснежные зимы.
Короткое лето.
Среднегодовая температура ниже 0
Слайд 32Влияние многолетней мерзлоты на природу:
1. Растительность
(корни не проникают в глубь)
2. Заболоченность
3. Замедляет процессы почвообразования
4. Осложняет строительство
5. Естественный холодильник
Слайд 33Снеговая линия – это граница выше которой выпавший снег не
успевает растаять в тёплый сезон и превращается в лед.
1.Работа в тетрадях
1.Викторина:
1. Участки
суши с избыточным увлажнением …
2. Скопления льда , образовавшегося из снега ..
3. Какое происхождение имеют котловины озер на полуострове Камчатка?
4. Какие болота по типу питания преобладают в степях?
5. Замкнутые котловины, заполненные водой…
6. Самое глубокое озеро России и мира.
7. Где снеговая линия ниже – на Алтае или на кавказе?
8. Влияние многолетней мерзлоты на природу…
Слайд 35
2.Расставьте озера по мере убывания их площади: Байкал, Онежское, Ладожское,
Таймыр, Каспийское, Ханка.
(С.86, таблица 5.)
2.Работа с контурными картами:
Подпишите крупные
озера России:
Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское, Псковское, Баскунчак, Чудское, Таймыр, Ханка, Эльтон.
(Выделите цветом бессточные озера)
Слайд 36Д/З:
Изучить П.13.,
вопросы и задания на с.82 (1-5)
Доделать к/к. (озера)
Творческое задание:
-В
чем значение вечной мерзлоты для хозяйственной деятельности человека?
- К чему
приведет таяние вечной мерзлоты?